Найти тему

Культурные индустрии Дэвида Хезмондалша

В 30-е годы 20-го века немецкий философ Вальтер Беньямин (1892-1940) поднимает проблему индустриализации культуры. По Беньямину, в первую очередь это происходит за счет применения технических устройств тиражирования. Данная идея далее очень обширно раскрывается в философии критической теории Франкфуртской школы. Если вы тоже ничего не поняли, сейчас мы расскажем попроще.

Действительно – философия культуры одно из важнейших направлений не только в философии и социологии, но и в теории медиа. Философы 20-го века говорили о том, что в силу сильнейшей индустриализации между художником и культурной практикой возникает третий элемент – тиражирование, и именно он портит так называемую ауру творчества – в нашем случае – синоним креативности. Проще говоря, когда есть художник, который творит исключительно ради своей итоговой работы, эстетическая составляющая не нарушена. Но учитывая, как сильно и быстро поменялся мир, как сильно культура стала скорее массовой, нежели эстетичной, теперь, для того чтобы быть опубликованным, нужно соблюдать строгие каноны тиражирования. В противном случае, работа художника никогда не будет опубликована и смысл его трудов утратится.

В настоящее время, в эпоху глобальной сети такая мысль уже не кажется столь логичной: даже сейчас для того, чтобы опубликовать данный текст, автору нужно просто нажать необходимую кнопку – не нужно проходить длительные проверки и соблюдать строгие границы массовости. Профессор Университета Лидса (Великобритания) Дэвид Хезмондалш в своей книге «Культурные индустрии» как раз проводит анализ изменений в культурных индустриях начиная с 1980-х годов. И не просто анализирует: он также представляет читателю обзор существующих подходов к объяснению причин этих изменений. Здесь обязательно нужно упомянуть, что для всех, кто так или иначе работает в сфере креативных/культурных индустрий данная книга необходима к прочтению: Хезмондалш подробно рассматривает споры о роли культуры и творчества в современных обществах, уделяя особое внимание вопросам авторского права, культурной политики, влияния знаменитостей. Он помещает трансформации в культурных индустриях в длительный политический, экономический и культурный контекст. В своей работе он использует особый критический подход к культурному производству, отталкивающийся от политической экономии, исследований культуры, социологии и социальной теории. На примере реальных государств и реальных людей Хезмондалш задается вопросами прошлого и будущего культурных индустрий.