Не каждый хозяин земельного надела знает, что вырубить дерево на собственном участке можно лишь при наличии выданного государством разрешения. Что уж говорить о городе. Можете ли вы представить, что в один миг ваш двор лишится всех зеленых насаждений? Реальный случай произошел в Калининградской области. Обнаружив придомовую территорию полностью «обнаженной», жители чуть ли не с вилами намеревались отправиться в администрацию. Оказалось, что вырубить деревья пожелала некая пожилая дама. Причина еще интереснее – ей мешало пение птиц за окном. Именно с этой одновременно забавной и горькой истории началась панельная дискуссия на форуме «Диалоги. Летние встречи» в Казани, посвященная зеленой инфраструктуре.
У возрастных деревьев в нашем регионе разная судьба. Некоторые из них окружены заботой, за ними ухаживают, их берегут и уважают, в то время как другие, к сожалению, доживают свой век в плачевном состоянии, и их число преобладает. Именно по этой причине зачастую старые деревья воспринимают как опасность.
- Понятие старости к дереву не совсем применимо, поскольку в период своего старения оно может жить несколько сотен лет. Много брошенных и неухоженных деревьев. Каждый человек, который сажает дерево, - не столько миссионер, сколько провидец. Он должен заглянуть в будущее, потому что именно в момент посадки дерева мы дарим ему либо счастье, либо изначально губим. Мы можем неправильной посадкой не только загубить потраченные силы, энергию, любовь и деньги, но и создать большой конфликт. Например, когда большое дерево растет рядом с домом, одни люди желают его спилить, а другие сохранить. Кто в этом виноват? Дерево? Нет, виноват человек и его неграмотные действия, - отметил руководитель Центра древесных экспертиз «Здоровый лес» .
В свою очередь главный ландшафтный архитектор «Таврида.АРТ» подчеркнул, что решение о посадке любых деревьев или растений в городе должны принимать не только местные жители, но и специалисты по озеленению, основываясь как раз-таки на народном мнении. Но если мнение эксперта отличается от пожеланий горожан, то окончательный выбор должен делать профессионал.
- Хочу сказать одну вещь, после которой меня, возможно, больше и не пригласят. Казань теряет свою идентичность, потому что в массовой посадке присутствует ель обыкновенная. В лесостепной зоне она не может занимать лидирующее положение. И это получилось потому, что определенные лица просто высказали пожелание, что всё должно быть зеленым и хвойным. Но ведь есть же сосна, которая прекрасно себя чувствует, прекрасно растет, создает и сохраняет идентичность города. Важно не только то, что скажут горожане, или какое-то волевое решение. Важно прислушаться к специалистам, - рассказывает инженер садово-паркового строительства. - На днях проходил мимо Дворца земледельцев и увидел, что усыхает передовая посадка елей, которая идет к набережной. На них образовался целый комплекс вредителей. Может быть, и хорошо, что вся ель усохнет. Наконец-то сосну посадят и, возможно, липы вернут, которые более уместны в этом городе.
Вопреки всему, культура горожан с каждым годом становится все лучше. Это подтвердил зампредседателя Комитета внешнего благоустройства исполкома Казани . Если раньше люди желали увидеть на родных улицах наличие любой зелени, то теперь просят ее определенные виды. Не просто куст, а кизильник. Не просто дерево, а клен татарский.
- Сейчас у нас в три раза больше деревьев, нежели автомобилей. Это большой прирост. Люди не просят просто дерево, им нужно что-то другое. Что касается жалоб, в каждой нужно глубоко разбираться. Не думаю, что кому-то мешает именно пение соловьев. Как правило, мешают вороны. Такая проблема тоже есть. Некоторые застройщики и управляющие компании борются с ней, привлекают разных специалистов и орнитологов. Я даже знаю пример, когда включали в определенное время звуки, отпугивающие ворон. Конечно, бывают запросы, когда человеку мешает дерево перед окном и он хочет видеть солнце. Здесь приходится работать с человеком, объяснять, в чем преимущество, – тень и прохлада. Возможно, стоит лишь провести аккуратную стрижку, - добавил спикер.
Если в привычном понимании весна – это время, когда все живое пробуждается, то в столице это самое живое нередко по неосторожности сносится с лица земли. Речь про неаккуратную уборку снега в городе, результат которой, к сожалению, можно наблюдать по покалеченным стволам. Начальник сектора оценки ТЭП развития территории Института пространственного планирования Татарстана не стал таить, что порой повреждения дерева бывают критическими, из-за чего оно начинает гнить с основания.
- Очень много проблем в Казани возникает при уборке снега. Это снежный город. Ребята работают жестко, в режиме пожаротушения. Главное - убрать снег. Но как это делать, особо не задумываются. Пожарные тушат пожар - поливают весь дом с ног до головы, и это оправданно в их случае. Но с уборкой снега надо что-то делать, потому что вместе со снегом потом сходит полгорода. Не только деревья, там дробятся бордюрные камни, гнутся ограждения и знаки. Выполнение накануне работы по благоустройству просто вылетает. Это в том числе большие потери денежных средств, - сетует древесный инспектор. - Проблема с отраслью зеленого хозяйства началась еще с начала перестройки. Резко упал престиж профессии и начали вымирать школы подготовки профессиональных кадров. Вопрос «зеленки» остается проблемным по сей день, поскольку неизвестно, с кем делать, из чего делать и как потом содержать.
Матюха также выделил приоритетные направления развития отрасли. Это подготовка кадров, повышение их квалификации и просвещение, развитие питомниководства и семеноводства, модернизация материально-технической базы, разработка решений для продвижения зеленой инфраструктуры, инструментальная диагностика, а также применение IT-технологий. Каждый пункт требует комплексного подхода, а тот, в свою очередь, времени «на подумать», которого не хватало что раньше, что сейчас.
- Я думаю, что нас всех ждет хорошее будущее, несмотря на то, что мы сейчас находимся просто в адском кризисе. Вообще, Россия – это страна антикризисного управления. Мы постоянно в каком-то кризисе. У нас то перестройка, то 90-е годы, то какие-то конфликты на периферии. Реально нет спокойного времени, чтобы мы смогли сесть, осмыслить, запланировать что-то и двигаться вперед. Но кризисные ситуации создают море возможностей и их нужно вовремя использовать, - заключил эксперт.