Язык логики. Kapital:Кровь–Почва–Миф и Классы:Жрец–Воин–Труд. Политэкономические проявления.
«Господи наш! Поистине, Ты собираешь людей для дня, в котором нет сомнения. Поистине, Аллах не меняет Своего обетования!» (3:7)
Данная статья является методологическим комментарием к методологически насыщенной статье «Новые рабы прогресса. На чьих костях будут строить новый мир» Андрей Фурсов: https://dzen.ru/a/ZI7KcgzAOEeSuoon. Спасибо, уважаемый Андрей Ильич!
#1. Kapital в прошлом, настоящем и будущем.
При капитализме Kapital (содержание) оформлен в форме собственности как трудовая стоимость. Снятие капитализма в не-капитализм (например, инклюзивного (не)капитализма или другое) продиктовано качественной сменой «что есть Kapital», когда старый Kapital сменит своего материального носителя (вещественный товар/собственность для выражения трудовой стоимости) и будет также снят по причине того, что факторами производства и, тем самым, носителями/реализацией нового Kapital’a становятся духовные факторы (информационные, целеполагание, поведение*).
(*)Например, о поведении. Что такое «информационные удовольствия» именно как «информационные», а не «физические/не-информационные»? Не индустрия развлечений «виртуальная реальность» с дебилизирующей грязью: это все-таки мимика/указка/суррогат физических удовольствий по типу «цифра/информация как физика/биология/психология/игра». Но что такое «цифра как цифра/информация/психология» в чистом человеческом виде? Молитва, знание/образование, любопытство неизвестного, альтруизм/удовлетворение за «не только для себя», а «для всех», «не только для своего потомства по крови и почве», а «для всех детей и везде»?
1й момент (тезис/теория). Определения: Kapital/Классы, Производство/Социум, Языки/метафизика.
Kapital как «товар» для обмена присутствует в разных формациях. Обмен может быть символическим, вещественным, информационным, в зависимости от формации. Мы выделяем «формацию» как некоторую определенную комбинацию качеств/атрибутов социальной системы: материальное(технологии/базис), социальное(коммуникация/надстройка), метафизическое(целеполагание). Социальная система воспроизводит себя в диалектическом контуре: Метафизика(цель)–Социум(надстройка)–Производство(базис). Следуем гегелевскому определению, нашими словами: живая система есть диалектический контур, реализующий некоторое целеполагание посредством/в котором на статическом базисе из трех полюсов, воспроизводится динамическая надстройка, когда попарное бинарное просторечие из двух любых диалектически снимается в третий. Нам удобно плясать от марксовой концепции Kapital и капитализма, как наиболее близкой и данной нам в прямом ощущении системы. Хотя сам политэкономический анализ универсален и выходит за рамки «натурфилософии о капсистеме» в силу универсальности (абсолютности) самого языка/метода описания: диалектической логики.
Социум: Рынок(Финансы)–Производство(Промышленность)–Труд.
Социум воспроизводится в форме диалектического контура: Рынок(утверждение/Финансы) – Производство(Единство/Промышленность) – Труд(Отрицание/Время для овеществления в «физическом» носителе объекте). Эта формула выписана в терминах индустриальной формации, но применима для любого социума, если правильно привязать конкретную «физику» формационного капитала к терминам в общей формуле, что мы и сделаем сейчас. Дал понимания диалектического шага, помогает выписать ту же самую формулу для Социума в несколько другом ракурсе Управление,
Управление: Рынок(Финансы)–Производство(Промышленность)–Государство/Профсоюзы/Труд.
В таком понимании диалектической динамики воспроизводства Социума, можно сказать о Капитале следующее,
Kapital: Кровь–Почва–Миф.
Данное общее определение в развернутом виде следующее. Кровь как миф о крови и вечном продолжении биологоческого рода (Вечность как животная кровь). Почва как собственность и трудовая стоимость в реализации здесь и сейчас с накоплением («либеральная» жадность снимает «традиционное» животное в человеке в любопытство для «диалектики нового»). Миф в форме информации/цифры, миф-цифра.
Kapital1-кровь(миф) как социальный и метафизический долг в доиндустриальных традиционных обществах, где экономика и производство включены в традиционную систему воспроизводства мифа крови и почвы.
Kapital2-почва(стоимость) в индустриальной формации есть социальное явление «трудовая стоимость» (по Марксу), является функцией от всей социальной целостности/надстройки на базисе процесса производства (чтобы там не утверждала economics по частностям). Kapital2 содержит в снятом-подчиненном виде традиционный Kapital1-кровь (реклама, бренд/мода, преданность бренду) (подруга говорит: «курю Мальборо уже месяц, где же эти крутые мужики на мотоциклах?!». Sex(кровь) sells everything!). Заметим, что Kapital2 также содержит в снятом-подчиненном виде и Kapital3-миф(цифра) в виде денежной трансакции на рынке, кредит/фьючерсы/риски/биткоин.
Kapital3-миф(цифра) есть условное название по «физическому» носителю, – будет на основе AI и цифры, потому что Всевышний не вернет телепатию золотого века, и не отменит конец истории, как бы (нео)жрецы не надеялись («Господи наш! Поистине, Ты собираешь людей для дня, в котором нет сомнения. Поистине, Аллах не меняет Своего обетования!» (3:7)). Законы энтропии для информации в социальном содержании/воспроизводстве, в форме диалектической логики сослагательного наклонения, мы еще понаблюдаем, и возможно даже в обновленном и более обостренном виде, когда закон сохранения энергии станет второстепенным в описании систем, и акцент перейдет с энерго-доллара на информацию/порядок/энтропию. Не масса энергии, но разнообразие и жёсткость цифровых алгоритмов! Не голод о «куске хлеба», но абсурд/голод по смыслам и теологической/метафизической идентичности!
Диалектически углубим общее определение концепции (термина) Kapital1,2,3 для разных формаций за счет друг друга. Каждый капитал Kapital1,2,3 включает два другие «капитала» Kapital1,2,3 в снятом-подчиненном виде под крышей конкретной реализации формационно-определяющего отчуждаемого капитала в роли главного.
Kapital: Кровь(Единство/Время/Алгоритм)–Почва(Частное/Попар.Связи)–Миф(Отрицание/Гран.Условие).
Kapital/стоимость: Кровь(потребительская)–Почва(меновая)–Миф(трудовая)¸ здесь следуем Марксу.
Тогда для капитала по формациям можно выписать три комбинации «два снятых-подчинённых под главным третьим» следующим образом,
Kapital1-кровь(миф):Кровь(главная)–Почва–Миф. «Кровь» как биология и внутреннее «животное» Время с инстинктом сохранения и продолжения своего рода по крови. Здесь к «животному» «от человеческого» добавляется метафизика смыслов с абстрактным продолжением в Вечность. Снятые-подчиненные Почва-Миф обслуживают Кровь в виде сказки(миф) вокруг идолов-объектов(почва). (*)Бабуины тоже имеют традиционное общество, но не продолжают Время в Вечность дальше инстинкта размножения и продолжения своего рода по крови с его «сиюминутными» животными желаниями.
Kapital2-почва(стоимость):Кровь–Почва(главное)–Миф. «Почва» как рента, физический товар, энергия, и прочая неживая материя (нефтедоллар и т.д.). Реклама/мода/статус виде снятых-подчиненных Кровь-Почва (sex sell everything).
Kapital3-миф(цифра):Кровь–Почва–Миф(главное). «Миф» как информация/цифра/абсолютные смыслы противостоит Времени-Вечности и Материи-Энергии. Реализация и носитель «мифа/цифры» на базе AI и прочих технологий, где Kapital2-Материя снимается в снятом-подчиненном виде в нанотехнологии, Kapital1-Биология – в биотехнологии, и все под крышей AI. Такой миф/цифра головой-вне/ногами-на материи(почва) и биологии(кровь/время), и в пределе очищается до чистого абсолютного смысла: по формациям метафизика(кровь/время/Kapital1) снялась в материю(почва/Kapital2) и далее в абсолютные теологические смыслы/Kapital3? Добро пожаловать в эпоху теологической борьбы смыслов в неприкрытом явном виде – в не-капитализм! «На том стою и не могу иначе!» (М.Лютер)
2й момент (антитезис/результат). Если Kapital3-миф-цифра будет содержать в снятом-подчиненном виде оба Kapital2-собственность и Kapital1-миф. То такая ситуация несколько поднимет извращающийся статус Kapital1-миф с низкого “sex(миф) sells everything” и выровняет его до Kapital2-почва(стоимость), и все под крышей Kapital3-миф(цифра), т.е. только на полянке нео-производства, и остается непонятно, что будет с гетто вне цепочек ТНК? Kapital2-почва(стоимость/собственность) снимается: «собственность», на аппарате насилия государства в сфере физического производства «почва», – отпадет, «капитал» – останется, но как? Это первый и самый наиважнейший вопрос… и нужен метод!
3й момент (синтез/практика от теории/тезис к результату/антитезис). Но чтобы там ни было, идти от сущего Kapital2-почва(стоимость/собственность) к должному Kapital3-миф(цифра), борьба за будущее сегодня происходит в терминах сущего Kapital2-почва, и каким-то образом в конце пути перекраситься в должное Kapital3-цифра. Опять нужен метод, чтобы разглядеть ростки Kapital3-цифра за ценниками и процессами Kapital2-стоимость/собственность. Ростки Kapital3-цифра сейчас пока еще на второстепенных ролях у Kapital2-почва(стоимость/собственность), но идет борьба агентов, и ситуация быстро меняется. Например, схватка между эксистами (Twitter, Facebook, Microsoft, Google) и финансистами (ФРС, ЕЦБ) происходит в терминах Kapital2-стоимость/собственность (денежная эмиссия и кредитные рейтинги), но за «продукт» «цифровые платформы» суть Kapital3-миф(цифра)! «А по-рылу ли каравай?!». С другой стороны, ВПК/ТНК физической промышленной экономики перехватил денежную эмиссию Kapital2-стоимость/собственность в условиях геополитических конфликтов «за океаном», но вынужден воспроизводить космические технологии роботов, интернет-AI-война, ЧВК для облуживания всей цифровой сложности, суть прямо или косвенно опять Kapital3-миф(цифра)! И опять «а по-рылу ли каравай?!». Так же пытаются вырулить в главные субъекты на базе ВПК/ТНК Kapital1-кровь(миф), обновляя его для современного потребления. Черная аристократия и новое издание национально-освободительной борьбы локальной национальной буржуазии с обновленным мифом «кровь и почва», мононациональное государство в форме неофашизма или нео-национал-социализма: пытаются перехватить кресло «Национальное Государство» у госбюрократии/корпоратократии/фининтерна в процессе смены вывески и функции «государство» с «Национального» (почва) на «Глубинное Государство» на сетке цепочек ТНК (вне привязки к почве).
#2. Классы в прошлом, настоящем и будущем.
Троичность «классов» всегда существует в любом обществе, если последовательно оставаться с диалектическими очками на носу до конца прочтения всего содержания, здесь политэкономическое прочтение истории. Метод/очки/логическая форма – одни и те же за кадром содержания, а меняется описываемое этой формой содержание в кадре. Такая константа метода (за скобками кадра содержания) сохраняет исследователю стратегический маневр теоретической мысли и прогресса в новое (Ньютон и математический аппарат, который работает далее в квантовой механике и теории относительности), и не дает упасть назад до уровня гениальной натурфилософии (Коперника и Галилея) как логической «реакции», из тупика которого потом вообще невозможно выскочить без метода. Да и метод восстановить сложно в софистическом тупике: слишком близко к тактической/геополитической/политэкономической конкретике, а далекое видится на расстоянии времени или теоретической абстракции. Но долго ждать во времени: «после драки – кулаками не машут». Например, многие современные марксисты так и не вышли за текст «Капитала» и все еще ищут «пролетариат». С одной стороны, без адекватного метода неизбежно остаётся либо неадекватный волюнтаризм в нападении (современный национализм для/на дядю), либо адекватная игра только в защиту в тесноте без маневра (современный национализм для/на себя). С другой стороны, в ситуации кризиса необходимо одновременно видеть/догадываться об обеих системах «на входе» и «на выходе», видеть сущую систему «на входе» и теоретически догадываться о должной «на выходе» как снятие сущей, т.е. быть на расстоянии теоретической абстракции от текущего бурного, яркого и болезненного исторического момента. Например, когда-то интеллектуально изощренный Ленин разглядел управленческий контур будущего должного в «советах» на настоящем сущем капиталистических фабрик и доиндустриальных(!) крестьянских общин.
Классы1,2,3:Высший(жрецы)–Средний(воины)–Низший(вайшьи), –и люмпенизированные шудры (сегодня гетто) за скобками диалектического (вос)производства любой социальной системы. Подробно имеем привязку Классов к уже упомянутому выше треугольнику воспроизводства Социума,
Классы:Политик/Рынок/Высший(жрецы)–Управление/Производство/Средний(воины)–Труд/Низший(вайшьи). (см. картинку во главе статьи).
Логические типы связей между элементами системы: Попарн.связи(ПС)– Алгоритм(АЛ) – Гран.Условие(ГУ).
Агенты капсистемы:Труд/Отрицание/ГУ–Производство(пром.капитал)/Единство/АЛ–Рынок(фин.капитал)/ПС
Перепишем Классы1,2,3 в терминах Kapital1,2,3 следующим образом,
Классы/Kapital: Жрецы/Кровь(миф)–Воины/Управление/Почва(стоимость)–Вайшьи/Труд/Миф(цифра),
Данное соответствие классы–капитал подразумевает вышеупомянутую троичную структуру формационного феномена «капитал» с одним элементом в роли главного и двумя снятыми-подчиненными, где главный класс/агент седлает и определяется главным капиталом в процессе производства. Мы повторили формулу: (а) процесс/характер средств производства определяет качество отчуждаемого капитала(1-2-3) (отчуждение/снятие в пользу главного/снимающего капитала2 от подчиненных/снятых капиталов-1,3, при капитализме, например), что диктует, (б) отношение к капиталу (главный/снимающий–подчиненный/снятый) определяет властного агента (главного/снимающего), в пользу которого отчуждается/снимается целеполагание подчиненных агентов. Диалектическое снятие есть логическая формула и теоретический стержень в натурфилософском описании процесса (вос)производства социальной надстройки, и теоретически приводит к социальному понятию «отчуждение» (в терминах kapital) и метафизическому понятию «власть».
При капитализме Средний класс, как оказалось, имеет свою политическую повестку. Но это «отклонение» от целостных традиционных «по поэтическому алгоритму» норм есть логическое структурное следствие частного бинарного целеполагания данной конкретной капиталистической системы: целое как сумма частей по бинарным попарным связям – в кадре, где за кадром(вне) бухгалтерского закона троичная целостность восстанавливается в кулуарах «тайны бизнес контракта» в виде политики лоббизма и сделки.
В традиционных системах (единство по поэтическому долгу-алгоритму) имеем Средний(воины) класс просто как «служилое дворянство» и управленцы-приказчики в снятом-подчиненном положении для Высшего(жрецы) класса. Здесь Средний(воины) класс как бы не имеет своей политической легальной повестки и только обязанности – в кадре, но «за кадром» закона троичную целостность восстанавливают «гвардейские дворцовые перевороты» и «крестьянские бунты» (Труд/Низший(вайшьи)).
#3. Язык описания, соответствующий капиталу формации.
«Маркс писал, что быть радикальным – значит доходить, докапываться до сути вещей, не останавливаясь до тех пор, пока качество (в нашем случае – социосистемное) не исчерпано…» (логически, диалектической логикой в нашу эпоху).
Содержание исчерпывается либо формой (логический МЕТОД для оформления/описание содержания) – это человеческое, либо Суд Времени – это от Всевышнего, например, как сладок сахар во рту у соседа(?). В первом случае встает вопрос о форме за скобками оформляемого ей содержания: вопрос о языке описания. И далее, как этот язык может логически исчерпать данное содержание, если вообще сможет.
Языкописания социальной формации жестко привязан к типу производства Kapital, где на базисе производства строится надстройка формации по диалектической логике:
Социальная система:Язык(метафизика/цель)–Социум(надстройка)–Производство(базис).
Таким образом, мы имеет три языка1,2,3 для каждого типа формации на базисе kapital1,2,3:
Язык1,2,3/Kapital1,2,3: Поэзия/Кровь(миф)–Бин.логика/Почва(стоимость)–Диалектика/Миф(цифра).
В свою очередь, язык определяет метафизическое целеполагание. На практике социум на базе производства/капитала естественным образом диалектически воспроизводит себя на адекватном языке своего формационного капитала. К сожалению, только внешний системный кризис (нехватки ресурсов) способен поставить вопрос о смене формационного типа kapital, суть смена формационной надстройки, что диктует смену языка этой формации. Заменой кризиса «по-плохому» будет исключение «по-хорошему» с приходом пророков (мир им всем и благословение Всевышнего!), когда целеполагание диктуется сверху «Оттуда» и «все понятно». В свою очередь структурный кризис социально-экономической системы можно разрешить в рамках имеющегося языка без его смены. Теоретически, желательно знание всех трех языков, особенно в эпоху системного/формационного кризиса, чтобы угадать неумолимо грядущее будущее, другими словами, быть политическим и историческим субъектом.
Например, данная статья использует язык диалектической логики, и его троичность отпечатывается на всем содержании в целом, в его частях, и связях между ними и целым и внешним. Во-первых, троичный язык диалектики наиболее информационно мощный и изощренный из всех трех на выбор: одинарная Поэзия –Бинарная логика –троичная Диалектика. Во-вторых, только язык диалектики включает два других как его логическое сужение и упрощение от «троичности» до «бинарности» или до «одинарности». В-третьих, поэтому только язык диалектики может предоставить общий рабочий стол для сравнения, дискуссии и спора между всеми тремя языками (формами), и соответствующим им содержаниям метафизических целеполаганий, социальных формаций (надстроек), типов производства и капитала (базис). Догадайтесь, кто победит в таком честном/открытом споре?
Получается, что троичный язык диалектики может играть роль языка языковой схоластики(?) для всех трех языков: (а) три разных описания одного содержания на трех языках, (б) описание одним языком1 содержания, уже описанное другим языком2, (с) трансформация/смена угла зрения от одного содержания1 на языке1 на другое содержание2 на языке2, и как следствие соединение содержаний1,2 вместе суть «трансформация».
#4. Цель–Надстройка–Базис, где цель не привязана к базису, но проявляется в реализации Надстройки на Базисе.
«Капитализм на экономической основе и экономически, материально реализовал социальную и духовную универсалистскую задачу, возникшую с христианским историческим субъектом, … адекватную ему – мировую, земшарную, истинно и единственно универсальную с точки зрения конкретных условий планеты Земля форму, выполнил свою миссию.»
По-моему, стоит уточнить, чтобы неизощренный читатель не поставил лошадь позади кареты. Так сложилось с капитализмом по принципу «ну нЭт у меня других писателей!». Все-таки Цель «логики намерений» не определяется ни Надстройкой, ни Базисом, но садиться и реализуется на них по факту в «логике обстоятельств» (ограничений). Например, Юра Гагарин (цель/христианство) полетел на ракете (технология, базис/индустриальная формация с надстройкой/коммунизм(капитализм)). Была бы под рукой какая-нибудь квантовая телепортация, то использовали бы эту технологию. Летали бы «печки-лавочки на дровах», попытались бы и так: важно теологическое/метафизическое целеполагание (в оболочке факта), и именно за эту молитву/целеполагание «логики намерений» Творение и будет судимо на Судном Дне (иншаллаh), а не проявление самого факта как такового.
#5. Власть: субъект(цель) или институт(надстройка) на базисе?
«Легенда о Великом инквизиторе». Я бы следующим образом расписал «на троих» корректно указанное противоречие революционный(субъект)–организация(институт церкви),
Цель/Революционный(субъект)–Надстройка/Институт(организация)–Базис/(Производство-Социум-Метафизика).
Еще раз спасибо товарищу А.И.Фурсову за очень методологическую статью!
Айдар Карабалаев, 2023-06-20