На лаге - 18,7 узла - плюс попутное течение
Начало смотри здесь
«Отбой Парусного аврала!» Поставили все прямые паруса, подняли косые стаксели и кливера и "Паллада", одевшись, во все свои 26 белоснежных парусов, идя курсом в правый бакштаг, изящно накренившись под ветер на левый борт, весело побежала курсом зюйд-зюйд-вест-тень зюйд, что на русском языке звучало бы как: юго-юго-запад-чуть к югу (191,25°).
Пробежав этим прогулочным галсом порядка 700 морских миль, "Паллада" вошла в пролив между островом Тайвань и Китайским берегом. При усиливающемся ветре от норд-веста (северо-запада), дующем с китайского берега, корабль побежал все быстрее и быстрее. Берег прикрыл волнение, и высота волны в метр-полтора для парусного судна выглядела как рябь. Относительный лаг (морской спидометр) начал плавно показывать увеличение скорости – 12, - 13 - 14 узлов… Капитан Юрий Арсентьев в подобной сложной обстановке брасопил реи круче истинного ветра, дабы иметь возможность маневра вправо в экстренных случаях для расхождения со встречным судном, нарушающим Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС).
Чувствуя «спинным мозгом» на уровне подсознания профессионального парусного гонщика, ваш покорный слуга подвинул курсанта с рулевого джойстика и взял управление рулем в свои, загорающиеся гоночным азартом руки. Плавно приводя судно на ветер до курса галфвинд, – когда ветер дует перпендикулярно борту, - при усиливающемся до 22-23 м/с вымпельном ветре, разгоняю корабль до 17,9 узла. Второй помощник капитана дрожащим от возбуждения голосом, объявляет по общесудовой трансляции: «превышен предыдущий рекорд скорости нашего корабля!» Звонок на мостик капитана: «Кто у вас там рулит?» Слава оторопело отвечает: «Да четвертый помощник на руле «балуется».
После 15-ти узлов, при комфортном гоночном крене в 5 – 7 градусов, на судне начало становиться страшновато. Все 49 000 метров бегучего и 10 000 метров стоячего такелажа запели каждый свою «песню», которая с увеличением скорости стала перерастать в ужасающий вой. Впечатление складывалось такое, что судно вот-вот оторвётся от воды и… превратится в летучий корабль. Грот еще работал, - рулевой правил по нему, а фок начал «заливать», - ветер стал задувать в изнанку паруса. Я попросил боцмана фок-мачты подобрать правый фока-галс, потравив фока-шкот, чтобы парус тянул в полную силу. Главный боцман Ситников побежал на бак, но в это время мастер поднимается на мостик, а на лаге уже 18,7 узла! Юрий Анатольевич, пожимая мне руку, с благодарностью вручает медаль на планке «Фрегат Паллада» и…
…объявляет: «Парусный аврал, брамселя, бом-брамселя убирать, укатать по штормовому!» Я в недоумении обратился к нему: «Юрий Анатольевич давайте поднимем стень-стакселя (нижние косые паруса общей площадью около 400 квадратных метров) и сделаем 20 узлов?» На что он тихо ответил мне: «Леонид Евгеньевич, в регату же идем, давай такелаж побережем!» Марсовые побежали по вантам, шесть верхних парусов укатали по штормовому, укрыли чехлами и слегка выпрямив крен, "Паллада" побежала дальше на юг с «неторопливыми» 14-ю узлами.
Только через много лет я понял, как был прав капитан, осадивший мой гоночный пыл, сохранивший мачты, такелаж, не порвав ни одного паруса… Понял после того, как начали падать одна за другой фок-мачты на «Крузенштерне», на «Палладе», на «Надежде».
Старший помощник капитана Борис Заводовский, который после Новороссийска собирался в очередной отпуск, беззлобно бурчавший до этого: «Да не успеете вы ни на какую регату, только до Сингапура ходу недели три», как-то сразу примолк и больше своих штурманских прогнозов не делал. До Сингапура добежали за 11 суток!
«Вахту сдал, прошу добро вниз, пить чай», и по-мальчишески обидевшись, в первый (и последний) раз с силой хлопнув дверью, сбежал с мостика, попав в объятия матросов палубной команды, все еще возбужденных произошедшими событиями и приходящих в себя от пережитого, и наперебой поздравлявших меня с новым рекордом скорости. Завпрод добыл последнюю, заныканную в анналах провизионки, бутылку «Советского шампанского» и утверждение нового рекорда скорости парусных кораблей ХХ столетия состоялось в неформальной, но торжественной дружеской обстановке.
Курсанты-практиканты, - дотошный же народ, потом доложили мне, что они подняли все данные о течениях на то время в Тайваньском проливе и если бы у нас был абсолютный лаг, измеряющий скорость судна относительно дна (или GPS), то он бы показал скорость 21,3 узла!?
Здесь кажется уместным пояснить кто такой матрос на парусном судне. Во-первых, это движущая сила парусника, без которой парусный корабль может ходить только под машиной. Во-вторых, как говорил первый капитан "Паллады" Арсентьев Юрий Анатольевич: «Любой мой матрос профессионально выше любого боцмана парохода!» Поэтому на" Палладе" в то время палубная команда, будучи костяком экипажа, состояла из пяти боцманов, трех старших матросов и тринадцати матросов 1, 2-го класса – по пяти человек на мачту – по матросу-инструктору на каждый рей. Это были профессионалы высочайшего класса, работавшие не просто за зарплату, а влюбленные в корабль, в свои паруса, «веревки», клюзы (и женские рейтузы) и любящие море больше нежели землю. И первый тост капитана на общекорабельных банкетах-фуршетах был: «За тех, кто любит наш корабль!» Одно удовольствие и восхищение было смотреть как бывалый марсовОй матрос виртуозно бежал (именно бежал) по вантам наверх, чтобы научить пришедших на первую морскую практику салажат основам премудрости парусных наук.
Дальнейшее плавание до «бананово-лимонного» Сингапура ничем примечательным более не проявилось и к некоторому удивлению «страшного» помощника капитана, 15 февраля 1992 года Паллада отдала якорь на рейде острова-государства. Власти прибыли быстро, так же быстро все оформили, подошел катер на 70 человек и первая группа счастливых кадетов Дальрыбвтуза и часть экипажа отбыли на берег знакомиться со сказкой из «1000 и одной ночи».
Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь будет много интересных парусных историй.
Продолжение смотри здесь