Найти в Дзене
Марина Ярдаева

"Кругом враги". Откуда растет ксенофобия

Почитала я комментарии к статье о детях мигрантов и вот что имею сказать: ксенофобия, друзья, цветет пышным цветом. Приходят люди и пишут о своих страхах и комплексах. И земли-то у них отбирают, и на Новый год их покушаются, и налоги их огромные (сколько там будет со средней зарплаты?) разбазаривают исключительно на проклятых инородцев. Все в рамках национальной традиции "Кругом враги".

Причем, видно, что многие с проблемой сталкивались весьма поверхностно: просто вот раздражают людей смуглые товарищи в метро или на рынках, просто бесит сам факт обучения приезжих в одном классе с их сыновьями и дочерями. Примеры ужасов приводится почему-то только из газет или максимум из историй знакомых знакомых. Как это работает? Где-то случается редкостная дичь, как с тем же пресловутым Новым годом, который кто-то из иностранцев захотел отменить в школах. Стараниями СМИ дичь тиражируется так, что народ начинает думать, что это нынче в каждой второй школе такое.

Люди обеспокоены проблемой анклавов. Да, проблема существует. Но ситуация в Котельниках это не результат какого-то жуткого азиатского нашествия, какого-то страшного завоевания. Это результат провала и миграционной, и социальной политики. Понимаете, если где-то позволять вырастать муравейникам с дешёвым (по сравнению с другими районами) жильем, если не обращать внимания, что эти муравейники начиняются соответствующей инфраструктурой (рынками с некачественным ширпотребом вместо парков и школ), то, что удивляться какому-то не такому контингенту. Выгоните инородцев - их там заменят русские нищета, невежество, пьянство. И старожилы будут жаловаться уже не на иноземных захватчиков, а на соотечественников-маргиналов.

Чтобы не допускать образования таких анклавов достаточно хоть немного контролировать ситуацию, ограничивать строительную отрасль, развивать социальную инфраструктуру. Для того, чтобы обеспечить равный доступ к этой инфраструктуре, можно вводить квоты в общеобразовательных школах, или же открывать специальные школы и классы, в которых работали бы соответствующие специалисты. Но у нас же не так. У нас позволяют всем рулить пресловутой "невидимой руке". А эта лапа вечно растет не из того места.

Меня много спрашивали в комментариях под статьей: а вот если бы вам пришлось учить всех этих мигрантов, а если бы они срывали уроки, а если бы их наглые родители требовали несусветного. И, знаете, мне не очень непонятно, это сослагательное "если бы", я все же шесть лет в школе проработала. Ну, что ж, давайте я просто расскажу о своем опыте.

За шесть лет работы в школе в моей практике был только один не владеющий языком ученик. Остальные дети из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Армении, говорили на русском. Под этого ученика я никак не подстраивались (равно как и под других), вела уроки как обычно. Этому мальчику переводил все в общих чертах другой ученик их Таджикистана, который давно жил в России и все понимал. Я подростку при всем желании помочь бы не могла, я не училась методике преподавания русского как иностранного.

Претензий от семьи этого ученика не было никаких. С поведением проблем у подростка тоже не было. Для меня проблемой были только советы по профилактике в связи с неуспеваемостью. Я их, в принципе, терпеть не могу, эти советы. Но их и с русскими учениками было много за все шесть лет. Естественно, у школьника были двойки, администрация вынуждена была это фиксировать в присутствии родителей и под протокол, наставлять, вразумлять. Папа кивал, обещал подтягивать сына. Обещал на русском языке. Все, в общем, понимали, что семье трудно. Все, в общем, понимали, что на первых порах, школа для этого ребенка не столько образовательное пространство, сколько необходимая языковая среда, к которой ему нужно адаптироваться.

А как же чиновники, которые требуют сразу же научить? Да плевать на их требования. Я тоже, знаете ли, могу начать требовать разного. Условия, кто создавать будет? Исходить надо из здравого смысла, а не из абстрактных требований. В описанном выше случае здравый смысл подсказывал, что ученику, пришедшему в школу без знания языка, и которому не обеспечили курсов, надо бы остаться в этой же школе на второй год. Родители не возражали. Однако в нашей школе до этого не дошло, потому что семья переехала. Это, к слову, вообще частая история, когда проблема какой-то жутко сложной семьи "решается" переездом, такие сложные семьи (в том числе русские) вообще нередко напоминают кочевников (отсюда, к словом и многие проблемы).

Вернусь к опыту взаимодействия с приезжими. Собственно мой личный опыт закончился. Другие выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении, которые были в моих классах, языком владели, т.к. многие учились в школе с первого класса. Проблем с ними было не больше, чем с остальными учениками. Возникали сложности с обучением новеньких ребят из Дагестана, Ингушетии и Чечни, но это граждане России, это сейчас к делу не относится.

Не говорящих детей в количестве более одного на коллектив я видела только в первых-вторых классах. И это были не только таджики или узбеки, но и китайцы и даже бразильцы. Как-то за год-два они адаптировались. Кто-то к средней школе оставался слабыми учениками, троечниками, а кто-то выходил в хорошисты и отличники. В одном нынешнем седьмом классе, например, на весь коллектив один отличник - армянин, на олимпиаду по русскому и литературу в этом году ездил.

Да, конечно, у нас тут, в Петергофе, немного особая ситуация. Иностранцы не селятся здесь массово, анклавы, которые препятствуют интеграции, не создаются. И, возможно, этот район, в принципе, выбирают те, кто готов трудиться и встраиваться в новое общество. Но, знаете что? Это не значит, что нет недовольства среди русских семей. У нас тоже есть такие родители, которые считают, что приезжие ущемляют права их детей, а порой и физически угрожают. Нередко их собственные дети не хотят учится, ленятся, хулиганят и даже провоцируют драки, но виноваты почему-то оказываются приезжие. Случается и совсем странное. Бывает в неудачах своих прекрасных светловолосых детей родители обвиняют "нерусских" из упомянутых уже Дагестана, Ингушетии, Чечни. Я же говорю, ксенофобия как она есть.

При этом я не отрицаю, что проблемы есть, и серьезные. Но как им не быть, если никто особо не хочет создавать условия для интеграции мигрантов, приезжих, получающих гражданство. При этом дешёвой рабочей силой пользоваться хотят примерно все. И выравнивать демографические провалы с помощью миграции тоже вроде как никто не отказывается. Ни на уровне верхов, ни на уровне низов. В низах ведь тоже только кричать горазды про порчу генофонда, а как нарожать стране русских богатырей да побольше - так это пусть кто-нибудь другой. И это, в общем, понятно, идиотизм - рожать не для радости, а на благо отечества. А с радостью нынче плохо, дефицит этого вещества нынче в мире. Просто кто-то это понимает, а у кого-то "кругом враги".