В день начала войны хочу раскрыть один из эпизодов рождения эпохальной ленты советского кинематографа - фильма "Офицеры". Снятый по заказу Министерства обороны, он по сей день является эталоном, по которому сверяют часы все режиссеры, раскрывающие военную тему. Фильм кажется органичным, а подбор актёров естественным. Но это было далеко не так. В частности это касалось появления на съемочной площадке Георгия Юматова. Помимо двух контузий и неоднозначной репутации, для роли он был откровенно староват, что потребовало дополнительных усилий от гримёров и костюмеров, поскольку состарить лицо в кино не проблема, а вот омолодить довольно сложно. К чему было преодолевать такие трудности, когда на роль претендовали десятки актёров, подходящих по возрасту, опыту и прочим данным.
Из истории вопроса
Как одно из загадочных, на первый взгляд, явлений фильма, хочу отметить появление в роли главного героя – генерала Трофимова - артиста Георгия Юматова. Его там вообще не должно было быть. Хочу сразу отметить, что пил Юматов не больше и не меньше других артистов, но его буйный нрав позволял оппонентам держать его в заведомых дебоширах и записных алкоголиках. Таким образом у него просто отжимали роли. Не исключаю, что драки с ним планировались и провоцировались специально, с целью дискредитировать перед пробами на значимую роль. И он не получал их, как, к примеру, пару лет до того, в «Белом солнце пустыни». Причем, это была не статусная и политизированная лента, а вполне себе демократичная, развлекательная картина.
А тут – заказ Министерства обороны, лента, снимаемая по инициативе и под личным контролем Министра. Вопрос политический, за пьянку и дебош одного из артистов, утверждавшие его на роль могли иметь полный набор потерь - от должности, до партбилета. При этом, автор сценария с ним не знаком, режиссер категорически против, а, с уже утвержденным на роль Василием Лановым, Юматов вообще находится в контрах, так как ранее претендовал на роль Павла Корчагина, но, что называется, анкета подвела. Да и претендентов на роль было до полусотни, из них половина, тоже фронтовики
И, о Чудо! Георгия Юматова не просто приглашают. До этого, даже не смотревший в его сторону, автор сценария, не просто рекомендует его на роль, а, при чьих-то возражениях, он лично за него ручается! Ручается за малознакомого, неуправляемого алкоголика, что за бред, к чему эта ответственность и риски на ровном месте? Мало того, вслед за этим и режиссер неожиданно проникается доверием к актеру, которого дружно и утверждают на одну из главных ролей.
Борьба за роли, как сейчас, так и тогда была нешуточной, тем более, что даже сейчас, когда этот процесс, хоть и сглаживается обилием проектов, мы видим в главных ролях жен и детей продюсеров чаще, чем талантливых и профессиональных актеров. Тогда не было сериалов, да и качество лент не предполагало их немереного количества.
Для того, чтобы понять, как протекал процесс получения роли Георгием Юматовым вернемся на четверть века назад...
Мемуарное
Из эвакуации в Москву Валентина с детьми вернулась осенью 1944 года. Как вдова погибшего офицера и москвичка, потерявшая жильё, она получила пенсию на детей и ордер на 9-метровую комнату в даче № 42, на Новопесчаной улице, недалеко от метро «Сокол», на краю бывшего кладбища героев Первой мировой войны.
Приемного сына, Гену, пришлось отдать его тетке и не только по причине родства - его сиротская пенсии спасала новых опекунов от голода
Сразу определим степень родства и знакомства. Тот самый Гена был сыном Петра Юматова, родного брата отца артиста, то есть доводился ему двоюродным братом. А его отец, Петр Семенович Юматов, являлся сослуживцем заказчика картины, Министра обороны, маршала Андрея Гречко. Но само по себе это еще ничего не значило.
Для того, чтобы стихи, повенчавшись с музыкой, сложились в песню, они должны были встретиться. И вот, когда тому Гене пришлось после института служить, он не пожелал пускать этот процесс на самотёк, добился аудиенции у, тогда ещё, генерала Андрея Гречко. Тот не смог отказать сыну погибшего сослуживца и пристроил его технарём в одну из авиачастей в ГДР. И все то время, пока Гречко возглавлял, сначала ГСВГ, а потом и весь блок Варшавского договора, Гена обслуживал двигатели самолетов в Германии. И только когда Андрей Гречко передислоцировался в Министерство обороны, где места Гене, конечно не нашлось, снял капитанские погоны и устроился на "почтовый ящик", - завод возле метро Динамо.
Отставной капитан Евгений Юматов, с той же непосредственностью, с какой делал карьеру под крылом сослуживца отца появился на пороге своего двоюродного брата, который, к тому времени был уже широко известен. Тем более, что география этому способствовала. Если кто не знает район Динамо-Аэропорт, подскажу, что улица Черняховского, где жил Георгий Юматов, находится в шаговой доступности от того завода, куда устроился Юматов Геннадий. Если сюда добавить, что оба были не дураки выпить и закусить, альянс у них сложился мгновенно.
О персоналиях
Автор сценария, получив заказ на фильм о трудной судьбе офицерских жен, решил, что маршал Гречко "кирзовый сапог" и подсунул ему не героическую поветь, а книжонку про репрессии в РККА. Где героизм офицерских жён сводился к стоянию в очередях с передачками арестованным мужьям. Лановой, кстати, отказывался от роли, - после героического Павки Корчагина играть терпилу ему не хотелось...
Васильев был человек не бесталанный, но, как говориться, попал в плохую компанию. Его жена Зоря играла при нем ту же роль, что Боннер при Сахараве. В те годы все антисоветчики старались уехать, прихватив наиболее ценный, для Запада, багаж. Их кумиром был Солженицын, - «самиздат» по ночам печатал его «архипелаг» и многие мечтали о подобном триумфе и если бы Васильев отличился с "экранизацией репрессий", явился бы равноапостольным Нобелевскому лауреату. А Гречко стал бы, как минимум, презираемым отставником, потерявшим бдительность. Но, не срослось…
Андрей Гречко "сапогом" ни разу не был. В связи с чем перекроил в сценарии не только генеральную линию, но и ввел туда реальных прототипов. Боевой генерал, проживший бурную и героическую жизнь, про офицерские судьбы знал гораздо лучше и самого автора сценария и режиссера. Поэтому, не включить свои воспоминания в повествование он не мог по определению, это была и его жизнь. Более того, он ввел себя в качестве главного героя... Кстати, фраза "Есть такая профессия - Родину защищать" тоже принадлежит ему. Васильев закатил истерику, грозил выйти из проекта, но поостерёгся... А вот Лановой обновленной ролью остался доволен, а образ, сыгранный талантливым артистом, не только понравился, но и запомнился Министру обороны: - В киноэпопее Юрия Озерова «Солдаты свободы» (1977) роль, уже непосредственно, самого А. А. Гречко исполнит именно Василий Лановой.
Братская помощь
Конечно, прямого выхода на Маршала у Гены на тот момент уже не было, но каких то офицеров из его окружения, он, конечно знал и довести до него свою просьбу мог однозначно. Поэтому, когда Георгий Юматов посетовал, что пробы его на эту роль пустая формальность, связи свои включил. И попал, что называется, "в цвет". Дело в том, что видя себя прототипом главного героя, Андрей Гречко и остальных персонажей списывал со своих сослуживцев - соседей по офицерскому общежитию - Петра Юматова и Александра Родимцева.