А сейчас мы рассмотрим вторую экранизацию цикла книг о капитане Алатристе и сравним её с первой, с Вигго Мортенсеном в главной роли.
2. "Приключения капитана Алатристе", сериал, Испания, 2015, режиссёры Энрике Урбису, Сальвадор Кальво
Через девять лет после выхода на экраны первого фильма, не ставшего блокбастером, после долгих мытарств и поиска денег, наконец-то выходит испано-германский сериал снятый в Будапеште. В сериале "Приключения капитана Алатристе" тринадцать эпизодов в одном сезоне. Следующий сезон решено было не снимать по объективным причинам - если первую серию посмотрели более полутора миллионов зрителей, то последнюю всего девяносто пять тысяч. Говорит ли это о том, что сериал совсем плох? На мой взгляд - нет. Более того, считаю, что сериал на целую голову выше фильма по самым разным позициям. И во-первых - это исполнители главной роли.
В фильме Алатристе настолько хорош, что затмевает собой всех остальных персонажей, а вернее - игра Вигго настолько яркая, что игры других актёров за ней просто не видно. И, конечно, Мортенсен, как ни крути, ни разу не испанец. В сериале с кандидатом на главную роль угадали на сто процентов - молодой, в Испании достаточно известный и популярный актёр Айтор Луна настолько подходит для роли, что увидев его понимаешь - это Диего Алатристе.
На мой субъективный взгляд - Айтор Луна играет не хуже Мортенсена. Образ капитана он раскрыл полностью, но не так, как это сделал Вигго. У того Алатристе получился обречённым, задавленным безысходностью и державшийся только на природном мужестве и фатализме. Луна всё же показал более позитивного человека, не сломленного жизнью и не считающего, что всё кончено, несмотря на тяжелые обстоятельства и самые безвыходные ситуации и это больше соответствует духу книг о капитане. Высокий стройный красавец-брюнет с выправкой не только военного, но истинного аристократа (хотя всегда с гордостью говорит, что он не кабальеро), да ещё баск по происхождению, выглядит в этой роли убедительнее Мортенсена, несомненно великого актёра. Ещё одним преимуществом сериала считаю то, что актёрский ансамбль в сериале очень органичен и несмотря на статус главного героя, Алатристе собой никого не затмевает, а остальные актёры, не только в ключевых ролях, но и второстепенных, играют очень профессионально, очень точно раскрывают свои образы и прекрасно запоминаются своей замечательной игрой. Скажу прямо, ни одного из занятых актёров я раньше не видел, испанский кинематограф знаю плохо, но после просмотра сериала, в отличие от фильма, заинтересовался многими из них. Всех их не перечислить, но особенно понравились наёмный убийца Малатеста, хозяйка таверны "У турка" Каридад и бесподобный дон Франсиско де Кеведо. Ну и, конечно, Анхелика.
Для съёмок этого сериала построили декорации рядом с Будапештом. Конечно, бюджет не позволил строить много и со временем в глаза бросается, что все сцены происходят в одних и тех же местах. Тем не менее, выглядит всё очень аутентично и просматривая очередную серию не раз ловил себя на мысли, что представляю как по ночным улицам Мадрида, где-то рядом с Алатристе могут идти дон Хуан со своим слугой Лепорелло из "Каменного гостя" Пушкина. Кстати, дон Хуан, типичный испанский кабальеро, которого многое роднит с Алатристе, оба - чуть что, сразу за шпагу. Правда, Хуану повезло меньше.
Следующее приятное впечатление связано с уже знакомыми каждому отечественному зрителю историческими персонажами - кардиналом Франции Ришелье и герцогом Бэкингемским, о госпоже де Бриссак и принце Уэльском могу сказать только, что актёры сыграли их очень здорово. А Бэкингем и Ришелье так, практически родные нам. Особенно герцог, который здесь показан не только разбивателем женских сердец, но прежде всего жёстким умным государственным мужем и бесстрашным рубакой, в пику комичному и незадачливому любовнику из отечественной экранизации "Трёх мушкетёров".
Ещё один важный для историко-приключенческого сериала момент - фехтовальные сцены выглядят очень убедительно, это большая заслуга постановщиков. Опять вернусь к родным "Трём мушкетёрам" - очень неловко было смотреть сцены, где Михаил Сергеевич, мною любимый, побеждает в поединке на шпагах профессионального рапириста, мастера спорта по фехтованию Владимира Балона. Нелепые движения наших замечательных актёров просто глаз режут. В испанском же сериале видно, что каждая фехтовальная сцена отработана до мелочей и отточена в многочисленных тренировках. Понятно, что ставил эти сцены постановщик, который очень много понимает в историческом фехтовании, а оно от спортивного (и уж тем более от сценического) серьёзно отличается, а актёры не зря получали свои гонорары, пролив литры пота, а возможно, и немного крови на тренировках.
В сериале тоже не обошлось без интересных отсылок к реальной истории, правда не к картине Веласкеса. Так, в одном эпизоде, в театре Марии де Кастро, Франсиско де Кеведо разговаривает с Лопе де Вега, а в разговоре с герцогом Оливаресом, когда Кеведо требует себе кабинет для работы, тот отвечает, что может предоставить поэту камеру знаменитого испанского морского пехотинца Сервантеса, которая сейчас свободна. То, что в реальности Кеведо был близко знаком с Вегой бесспорно, а разговор с упоминанием Сервантеса мог состояться, хотя, скорее всего это анекдот, придуманный Реверто. Но именно такие мелочи добавляют симпатии к фильму или сериалу, не говоря уж о книгах.
В целом, сериал оставил после себя приятное послевкусие, а также лёгкое сожаление, что так быстро закончился. Но, по слухам, Реверте пишет продолжение, а значит - есть поле для следующего сезона.
Смотрите экранизации о капитане Алатристо, читайте книги Артуро Переса Реверто и наслаждайтесь!
И не забывайте подписываться, ставить лайки и комментировать!