Взаимоотношения людей как приоритетный предмет рассмотрения творцами существовали всегда, ведь, если подумать, то все в этом мире - именно они. Среди особенно ярких, эмоциональных отношений выделяются чувства возлюбленных, но также – и часто – женщин, чем-то связанных или в чем-то конкурирующих. В случае с «Марией Стюарт» на сцене не просто женщины, но королевы, что придает рассказу о них дополнительную перчинку. Одноименный спектакль МТЮЗ, тем не менее, этому фактору уделяет, кажется, не столь большое внимание, концентрируясь все же на первом, как, видимо, более важном.
Для начала стоит сказать о том, что в «Марии Стюарт» могло бы быть, но чего там нет. То, что каркас как пьесы, так и спектакля, строится на истории королевы правящей и королевы заточенной, должно бы привнести в постановку вопрос исследования если не власти как таковой, то хотя бы правителя. В принципе, этому способствует перенос в условную современность и нарочито убедительное и не слишком условное воссоздание на сцене бессмысленной и беспощадной российской тюрьмы. Однако, спектакль этим и ограничивается: режиссеру будто не интересна Елизавета-королева – она всего в одном эпизоде предстает таковой под звуки ликующей толпы, зато всегда в остальное время героиня будто не имеет никакого отношения к венценосности и особенному своему положению. Нет, Елизавета здесь не правит, не отдает приказы, не злоупотребляет властью. Возможно, она чудачка, возможно, она порочна, но это человеческая порочность, а не развращенность властью. Противоположная ей Мария Стюарт тоже не столько жертва злобной королевы, сколько некий символ несломленности, утративший в этой символичности свою человеческую индивидуальность, а также человеческие желания. Наконец, заговорщики в спектакле также действуют в своих чисто локальных интересах и во имя своего символа – Марии, но не ради высших целей. Таким образом, несмотря на напрашивающиеся ассоциации и возможные задатки, «Мария Стюарт» - спектакль совершенно нейтральный, не пытающийся затрагивать сложные и глубокие темы.
Итак, центральной линией «Марии Стюарт» в этом варианте становится что-то совершенно человеческое. Елизавета, как я уже упоминала, здесь вовсе не королева, но, в первую, наипервейшую, очередь, женщина. Поэтому спектакль делает акценты на ее личном: она крутит роман с приближенным графом, совершенно банально чистит зубы, и даже в редкие минуты упоминания государственных дел не забывает указать, что государственное устройство у нее… «между ног». Противостояние ее с Марией, нет, ее отношение к Марии, т.к. со стороны Стюарт никакой попытки конкуренции нет, носит характер чисто женской ревности к той, кто моложе и красивее. Именно поэтому решение о казни Стюарт оказывается принятым королевой после разоблачения ее любовника, то есть может быть трактовано как проявление чисто женского негодования и обиды. Да, тот переворачивает все с ног на голову, но, как говорится, «ложечки нашлись, а осадочек остался». Может, Елизавета хотела уничтожить соперницу тихо, но…это было несрочно, когда-нибудь, почему бы и нет, но после нашедшегося письма вопрос встал в повестку дня столь остро только из-за ревности и нанесенного ей оскорбления. К слову об отношении Елизаветы – примечательна сцена встречи с Марией, где первая в буквальном смысле отмывает вторую. Понятно, что это подчеркнутое унижение, но также это демонстрация, что для женщины соперница всегда будет грязной и порочной, как ее ни мой. Что же до Елизаветы, то, несмотря на все стремления показать ее человеком, по сути, она все равно психопат, лишенный всякой эмпатии, и спектакль это опровергнуть никак не пытается.
Стилистически «Мария Стюарт» - это превращение трагедии в балаган, что может быть объяснено как личностью весьма эксцентричной здесь Елизаветы и ее взглядом на мир, так и тем, что вся ее жизнь – сплошное притворство, где для подданных она святая, а на самом деле всего лишь человек. Маниакальное стремление помыться, что характерно для всех героев, кто или чистит зубы, или принимает ванну или, на худой конец, протирает телефон антисептиком, словно намекает, сколько грязи в том мире, в котором живет эта своеобразная королева. Даже фонтанчик на сцене, рядом с которым в финале сидит совершенно разочарованный в произошедшем Девисон, винящий себя в преждевременной гибели Стюарт, значит все то же: герой словно хотел бы смыть с себя метафорическую грязь и кровь, но не может. Вот она – вода и избавление – рядом, но недостижимы.
Тем не менее, несмотря на, в целом, грамотную работу с символикой, не все в этом спектакле, однозначно, удачно додумано. Скажем, не вполне понятно, зачем нужны экраны, кроме чисто утилитарной цели показать скрытое за ширмой. Может, они должны демонстрировать невозможность скрыть что-то при дворе и – особенно – в жизни власть имущих, но это как-то слишком просто. Или, преимущественно, белое оформление декораций. Возможно, это нужно для большей убедительности светового оформления, но, возможно, это и о безликости пресловутого дворца, хотя вряд ли – такое в концепцию яркого и шумного спектакля не вписывается. Наконец, совсем не понятна роль куклы, что находят в постели в камере Марии. Эта героиня с куклой не играет, но именно кукле отрывает рыжую голову рыжая же королева Елизавета. По идее, оказывается, что кукла отражает именно ее, а не Стюарт, и тогда выходит мощный символ, который, впрочем, не получает никакого развития, и судьба Елизаветы от отрывания башки самой себе никак не меняется.
У «Марии Стюарт» есть несколько «Золотых масок», в частности, за лучшую женскую роль – Виктория Верберг (Елизавета). Склонна полагать, что награда нашла героиню более чем заслуженно: не так уж просто играть эмоционального человека, потерявшего всякие моральные ориентиры, для которого и жизнь, и смерть – всего лишь игрушки. Виктория не играет любовь или дружбу, ее Елизавета – всего лишь эгоистка, не осознающая этого, наивно-высокомерная и безразлично злая. Другая «Маска» досталась Сергею Погосяну за роль барона Берли. Вот здесь, по моей оценке, не так однозначно. Эта роль не так велика, и не сказать, чтобы очень выразительна. Сыграно хорошо, но мне гораздо больше понравился обойденный Сергеем его конкурент по номинации – Илья Шляга (Мортимер), показавший трагедию на фоне форменного цирка. Также отмечу в актерском составе исключительные профессиональные музыкальные навыки Игоря Балалаева (граф Лестер), который просто грандиозно отличался по качеству вокала от остальных, кому приходилось петь. По понятным причинам принадлежности к миру мюзиклов, но не отметить это невозможно.
Немного об организационном. «Мария Стюарт» идет не 2:30, как указано в программке, и не 2:40, как написано на сайте, но где-то 2:50-55, с учетом антракта. Спектакль громкий и динамичный, музыкальный и довольно увлекательный и даже развлекательный. Важно, что у всех артистов есть гарнитура, и в отдельные моменты микрофоны, что позволяет не орать и использовать более широкий спектр художественных средств. Впрочем, с задачей «не орать» справляются не всегда – это надо признать. Звук в МТЮЗе хороший, все прекрасно понятно, кроме моментов, когда герои поют (кроме Игоря Балалаева – у него все отлично), потому что слова поющих разобрать – задачка нетривиальная. Текст на экранах есть только в начале обоих актов, и вполне крупно и комфортно даже очкарикам типа меня. В зале было тепло, но не жарко и не душно, по крайней мере, в партере. Зато программка стоит дороже среднего – аж 200 рублей против привычных театральных 150-ти. А, отдельно скажу спасибо МТЮЗу за решение начинать в воскресенье спектакль в 18:00 – это мудро, всем бы брать пример.
Итак, подводя итоги: отличный увлекательный спектакль, возможно, не хватающий звезд с неба, не столь изобретательный, как, скажем, предлагают своим зрителям театр Наций и Александринский театр, но на очень приличном столичном уровне. Меня особенно ничего не покоробило и не оскорбило, все было вполне достойно, так что время я провела очень хорошо. Эта вещь, полагаю, может «зайти» и случайному зрителю, если он примет стилистику, но лучше все-таки смотреть подобное зрителю «театральному».
«Мария Стюарт. История одного убийства», Ф.Шиллер, перевод Б.Пастернака. Режиссер Петр Шерешевский. Художник Надежда Лопардина, композитор Ник (Ванечка) Тихонов, художник по свету Алексей Попов. Премьера состоялась 4 июня 2022 г.
Состав: Виктория Верберг (Елизавета); София Сливина (Мария Стюарт); Игорь Балалаев (граф Лестер); Сергей Погосян (барон Берли); Александр Тараньжин (Паулет); Илья Шляга (Мортимер); Леонид Кондрашов (Девисон); Сергей Волков (Обелин).