Найти в Дзене
Блог Ивана Козлова

АзБукиВеди: КУДА УЛЕТЕЛИ МУЗЫ?

«Когда говорят пушки, музы молчат». Авторство этой фразы приписывают Цицерону, но он писал немного не так: «Когда гремит оружие, законы молчат». Сейчас это может казаться огромной разницей, - музы и законы, - но тут надо делать поправку на время. Да, было оно таким, когда творческие люди действительно являлись совестью нации и определяли суть духовного составляющего общества, а вырабатываемые ими правовые нормы зиждились прежде всего на нравственных требованиях – гномах, то есть, философских изречениях. «Не делай другому то, чего не желаешь для себя», «Всяк в должности – законам покорствуй», «Осуждая других, познай самого себя», «Да будет благо народа высшим законом!» - это писали Сократ, Платон, Аристотель… Скажете, слишком общо, плакатно? Так в детали эти люди тоже вникали. К примеру, тот же Аристотель: стабилизатор порядка в обществе – средний класс, ибо богатая плутократия ориентирована лишь на борьбу за власть, а не на активное участие в полезном для общества труде. Это, заметьте, написано им за три с половиной века до н.э.

Чуть позже соратник Александра Македонского Птолемей основал в Александрии так называемый мусейон, где за одними столами создавали законы, философские трактаты, технические открытия и литературные произведения Архимед, Евклид, Герофил, Эратосфен… О первых трех вы наверняка слышали, и потому скажу лишь пару слов об Эратосфене. Это он впервые вычислил размеры Земли, сочинил трактат «О добре и зле», строки из которого тотчас взяли на вооружение политики, был инициатором составления копий трагедий Софокла, Эсхила, тем самым позволив сохранить для нас произведения великих авторов…

Музы – они ведь в одном хороводе соединялись, - что муза истории Клио, что муза наук Урания, что муза поэзии и музыки Эвтерпа… Девять муз, сочетание которых есть гармония и здравый разум. Потому, считали тогда, разве можно без дружбы с музами, без владения знаниями и культурой речи стать политиками, писателями, военачальниками, учеными?!

Но у нас, увы, не Александрия. У нас педагоги пишут с ошибками, дикторы не знают правила произношения, законодатели сочиняют трактаты как ресторанные меню – на каждый день разные, в угоду клиенту. Глубина содержания их поражает. У нас все чаще леса горят вместе с домами и их хозяевами, тут бы задуматься, почему это происходит, и какие меры предпринимать против такой беды, ан нет. Важнее, оказывается, придумывать наказания за сбор грибов в этих горящих лесах. Вот уж действительно – за частоколом леса не видно…

Причем тут музы, спросите? Так они же слагаемые мудрости нашей, ума нашего. Во всяком случае, так было. Трудно поверить, но когда-то умели изъясняться просто и без мата, притом так, чтобы слова доходили до каждого. Вот Платон, посмотрите, каким языком написаны его «Апология Сократа», «Миф о пещере», входящий в труд «Государство»… Это философские статьи, где затрагиваются темы чести, честности, отношения к отчизне.

«Если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья, сделавшись взрослыми, больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь, чем о доблести, отомстите им за это, преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал; и если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и воображают о себе невесть что, между тем как на самом деле ничтожны».

Скажите, кто из нынешних политиков может, и вправе, так обратиться к своим избирателям, к своему народу?

Философ – ладно, работы его все же сродни литературному труду. Но посмотрите, как раньше математику преподавали, «сухую» науку. Некоторые задачи ученикам древних школ составлял ученый Архимед. Вы наверняка знаете его знаменитое изречение: «Будь в моем распоряжении другая земля, на которую можно было бы встать, я сдвинул бы с места нашу». Прекрасно, не правда ли!

-2

А вот его «Задача о быках»:

1. Их в четырёх стадах много когда-то паслось.
Цветом стада различались: блистало одно млечно-белым,
Тёмной морской волны стада другого был цвет,
Рыжим третие было. Последнее пёстрым
]

2. Белых число быков в точности было равно
Тёмных быков половине и трети и полностью рыжим…

Это за века до новой эры, представляете? Математика языком поэзии. Так учителя общались с детьми. Впрочем, и гораздо позже, и уже в России, тоже был удивительный учитель, которому дети внимали с открытыми ртами. Вы наверняка видели картину «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» художника Н. П. Богданова-Бельского. Сергей Александрович Рачинский – профессор Московского университета, математик, ботаник, первый переводчик на русский язык труда Ч. Дарвина «О происхождении видов», автор либретто двух опер П.И. Чайковского, водил дружбу с Л.Н. Толстым, был в переписке с Ф. Листом, преподавал в сельской школе крестьянским детям уроки родного языка… Музы были спутниками жизни Рачинского. Вы слышали что-нибудь о нем?

-3

Знаете, есть такая гипотеза, что человечество, пройдя определенный путь от обезьяны на вершину своего развития, начало спуск вниз. Ускоренными темпами разучивается правильно говорить, грамотно писать, составлять гномы, и живет по шкале фальшивых ценностей, где в качестве ориентиров нет ни Платона, ни Архимеда, ни Рачинского. Божками, идолами масс, примером для подражания становятся обладатели яхт и выдающихся бюстов, режиссеры, у которых по сцене бегают нагишом, писатели, не владеющие словом, скульпторы, ничего не перенявшие от опыта Родена, Канова, Бартольди… Кто герои наших фильмов? Хоккеисты, футболисты, куплетисты… Нет, я вовсе не против их, пусть играют и поют, но, право, так хочется, чтоб мы не спускались вниз, чтоб обратились лицом к музам, которые, как известно, обитают на горе…