«Порой так хочется развеяться!» – говорил он, проходя мимо крематория.
Черный юмор – тонкий жанр. Сделал один неверный шаг, и вот уже снимаешь (пишешь, рисуешь) не черную комедию, а пошловатый коктейль из крови, секса и сомнительной философии. Жонглируя двумя самыми сильными человеческими эмоциями – страхом и смехом, очень важно сохранить необходимый баланс и не уронить ни один из этих компонентов.
Некоторым (исключительным) людям это блестяще удавалось или на протяжение всей карьеры…или же всего один раз, но настолько ярко, что не заметить и не запомнить это проявление гениальности просто невозможно! Многие известные режиссеры обращались к черной комедии (вежливо допустим, что этот жанр не был доминирующим в перечисленных фильмах).
Мы прекрасно помним дорогой эксперимент Роберта Земекиса («Смерть ей к лицу»).
Неповторимый стиль Квентина Тарантино («Криминальное чтиво»).
Великое упрямство Тима Бертона («Мрачные тени»).
Отчаяние Теда Котчефф («Уик-энд у Берни»).
И все же королем черного юмора в кино, на наш скромный взгляд, является актёр и режиссер Чарли Чаплин. Одна единственная картина, «Месье Верду», оставляет далеко позади всех претендентов на престол, включая молодых и амбициозных принцев.
В этом звуковом полнометражном фильме 1947 года сэр Чарльз полностью отказался от роли «бродяги» и примерил образ…серийного убийцы. Великолепный коктейль из гротеска, социальной драмы и, конечно, черного юмора не оставит равнодушным ни одного поклонника этого жанра.
Это действительно страшный фильм, в котором нет "ужасных сцен". Обыватель, превратившийся в чудовище. Мир, стремительно погружающийся в пучину мировой войны. Цивилизация, создающая на многочисленных конвейерах роботов, лишь отдаленно напоминающих людей. О нет, великий Чаплин не дает нам ответов, лишь задает вопросы! И главный из них: "А что, если я не справлюсь с обстоятельствами - кризисами, тревогами, нищетой, и превращусь в такого же "месье Верду"? Насколько тонка грань между простым желанием жить лучше, и желанием жить лучше, уничтожая других? Тварь я дрожащая или право...(впрочем, это из другой оперы).
Финальный монолог серийного убийцы заставляет зрителей испытывать чувство тревоги, думать и...сомневаться. А сомневаться в наше время не менее важно, чем верить. Все это было бы невероятно трудно принять, если бы не парадоксальный, искрометный, и безусловно "чёрный" юмор Чарли Чаплина.
Остается добавить, что режиссером по традиции стал сам исполнитель главной роли, а идея создания фильма принадлежит Орсону Уэллсу.
Благодарим за внимание и лайки!