«Квартира» Матса Эка вызвала у меня восторг! Балет нестандартный, «скандальный» для своего времени, и, по моему мнению, просто замечательный. 50 минут пролетают незаметно, но точно оставляют след в сознании и заставляют задуматься о своем существовании в социуме.
Во время просмотра создается ощущение, словно всё действие на сцене зритель подсматривает в чужое окно, настолько все по-настоящему. Решение пространства сцены минималистично и рационально: с каждым следующим эпизодом появляется новая деталь интерьера, символизирующая место действия, а зрительская фантазия достраивает оставшуюся комнату.
Русский перевод названия спектакля поглотил смысловую ёмкость французского «L'appartment», означающего не только апартаменты, но и понятие неделимости. Персонажи, которые появляются в 11 разноплановых эпизодах, выползая из под занавеса, - отдельные личности, связанные предельно схожим бытом и пространством сосуществования: в моём представлении это большая коммунальная квартира, где люди живут вместе, но одновременно и в одиночку, в своих собственных «мирах». Их взаимодействие неравномерно: герои то не обращают никакого внимания друг на друга, то сливаются в абсолютном синхроне.
Отличительный стиль шведского хореографа читается во всем: в мимике, в забавных движениях, выстроенных на четкой классической базе, в живых прыжках. То, что я в первую очередь вижу в хореографии Матса Эка, - это свобода и легкость вытянутых линий, держащих направление за макушкой, наполненные воздухом руки и корпус, словно вытекающий из ног. Длинное тягучее движение разбивается угловатым, резким, коротким, выражающим эмоцию. Эк не пренебрегает деталями, для него важно не только глобальное, но и едва заметное: кончики пальцев, взгляд, поворот головы. Отдельного внимания заслуживает работа с полом: создается впечатление, что он подталкивает танцовщиков, а не наоборот, - это мастерство артистов, которым сложно не восхищаться, потому что все партерные части хореографии выглядят легко и непринужденно, когда, на самом деле, это физически тяжелейшие партии.
Этот балет честно показывает жизнь такой, какая она есть, и состояния, которые переживает обычный человек, переданы очень искренно. Во втором эпизоде «The television» зависимость от потребления быстрой информации показалась мне крайне знакомой: невозможность оторвать взгляд, сдвинуться с точки, но при этом ярое желание прекратить тратить на это время. В конце сцены мужчине все же удается отключить телевизор от электропитания, но в этот же момент он падает без сил.
Дуэтные танцы отражают семейные взаимоотношения и сущность сожительства. Четыре пары рассказывают о своих личных историях: кто-то о нежном трепете влюблённости, как в «Grand pa de Due», а кто-то о суровой реальности быта, как в эпизоде «The Kitchen», где девушка в платье, усыпанном пулями, оставляет своему партнёру младенца в задымленной печи. Следом за этим эпизодом, кстати, идут «The Children’s Games», на сцене в тишине появляются дети, за игрой которых в темном углу наблюдает отец.
Важнейшая составляющая спектакля - это, безусловно, потрясающее музыкальное сопровождение. Шведская группа «Flashquartet» ни разу не покинула сцену во время балета, и с музыкантами даже взаимодействовали артисты, что показалось мне необычным. Совокупность музыки, скандирования хором и динамичной хореографии ансамблевых сцен производит энергию, так и манящую влиться в поток толпы, то организованной, то хаотичной. Я слышала такую фразу: «Каждый артист хотел бы хотя бы раз в жизни исполнить партию из балета Матса Эка», и я думаю, она вполне оправдана, поскольку в его спектаклях танцовщики проявляют себя с новых сторон, не боятся выглядеть смешно и естественно, при этом являя публике свой высокий профессионализм, классическую техничность и актерское мастерство.
P.S. «Марш пылесосов» - однозначно мой фаворит. Мне кажется, именно так я выгляжу за уборкой...
#theatre