Здравствуйте друзья!
Хочу напомнить Вам, что в рамках своего проекта «Версаль» я реконструирую облик солдат Людовика XIV на период Голландской войны 1672-1678 годов. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.
Сегодня расскажу Вам об очень важном этапе создания фигур – причёске бумажных воинов. В то время причёска солдат состояла из длинных волос до плеч, в соответствии с общепринятой модой того времени. Волосы зачёсывали назад, косы до начала 18 века ещё не были введены в армии. Усы полагались только офицерам, но судя по иконографическим источникам, носили их все чины. В моде тогда были усы «шевалье», они имели форму узкой полоски над верхней губой, концы были завиты вверх.
В статье о создании голов солдатиков можно увидеть, что выполнены они в «лысом» виде. Я далеко не скульптор, и вылепить из полимерной глины человеческие волосы, чтобы выглядело реалистично, для меня нереально.
Прическу для своих солдатиков я решил делать из сантехнического льна. Волокна льна немного толстоваты для выбранного мной масштаба, но после пропитки клеем ПВА и разглаживания всё выглядит вполне приемлемо.
Заранее заготовив по 5-6 пучков льна на каждого солдата, приклеивал их к головам на «жидкие гвозди» После затвердевания клея, расчёсывал «волосы» зубной щёткой. Завершает процесс стрижка и приглаживание всей причёски с пропиткой нашим любимым клеем ПВА.
Усы «шевалье» сделал из кусочков ваты, скрученных в тонкий жгутик, пропитанный опять же ПВА.
В наборе солдатиков из 8 фигур у меня есть один офицер. И вот тут начинается самое интересное, необходимо выяснить, отличалась ли причёска офицеров от причёсок нижних чинов в рассматриваемый нами период Голландской войны. Сразу отмечу, что в период Тридцатилетней войны 1618-1648 годов причёски офицеров и солдат были одинаковыми – длинные волосы до плеч.
Шёл 1658 год… Город Кале, молодой король Людовик 14 инспектирует свою армию, действующую против испанцев. Внезапно королю становится плохо, начинается сильный жар. Приближённые в панике, король умирает! Но всё обошлось, король выздоровел, но с тех пор, он начал стремительно терять волосы и к 1673 году совершенно облысел. Выход был найден быстро – король будет носить парик, который ему сделает личный парикмахер.
Слово «парикмахер» произошло от немецкого Perückenmacher (фр. Perruque), что означает — мастер, делающий парики. Парикмахер Короля - Жорж Бинет, придумал дизайн и технологию изготовления парика для Людовика из человеческих волос. «Я готов лишить волос любого в королевстве, чтобы украсить голову его величества», — говорил он. Возможно, он так и делал — ведь у короля было почти 1000 париков.
Парик представлял собой массу локонов, спускавшихся на грудь и спину, олицетворяя собой львиную гриву. Он назывался «аллонж» (allonge – с французского- удлинённый).
Мода на аллонжи быстро распространилась при французском дворе, а затем по всей Европе и, конечно, в армии. Хороший аллонж требовал до 80 часов рабочего времени и стоимость его достигала миллиона рублей на наши сегодняшние деньги. При изготовлении парика «бриды» (завитые локоны) пришивали к «монтюру» (основа парика в виде шапочки).
Первое время эти парики были похожи на «большое облако» из локонов. Со временем самыми популярными стали белоснежные аллонжи. Для придания парикам белоснежности их пудрили мукой, также для париков существовала специальная пудра различных оттенков
Лучшие мужские парики для дворян делались из мягких и красивых женских волос. Часто на парики шли волосы казненных людей.
Неудивительно, что такие аллонжи могли себе позволить только высшие чины армии – маршалы и генералы. Офицеры среднего и младшего ранга заказывали себе парики из овечьей или козьей шерсти, собачьих или конских хвостов, растительных волокон.
Мой бумажный офицер также был снабжён аллонжем из волокон льна.
Тонкие полоски льна я предварительно завил на стальной игле от медицинского шприца, пропитал клеем ПВА, затем укрепил получившиеся локоны на голове капитана французской королевской армии.
Продолжение следует. До новых встреч!
Всем добра!