Найти в Дзене
alexunited

О дисциплине

В моей самой популярной статье я описывал, в частности, проблемы с дисциплиной в обычной школе, а меня почему-то стали обвинять в том, что я унижаю и оскорбляю детей (хотя в статье как раз ясно написано, что я старался найти другой способ установить дисциплину и не смог найти, а применять веками проверенный, но нежелательный, так и не стал). Однако тема для обсуждения весьма важная: как же установить дисциплину среди подростков на школьном уроке или кружковском занятии? Как представляет себе типичный урок тот, кто учился в советской школе? Все боятся лишний раз рот раскрыть, ибо учитель в гневе будет страшен - может и тряпкой запустить, и наорать, и к доске вызвать, и оценку снизить. Здесь есть положительный фактор - уважение к учителю, которое было априори ко всем учителям (до того, как те делали что-то, из-за чего оно терялось); есть и отрицательный - давление на детей. Чтобы добиться от школьников беспрекословного подчинения классический учитель унижал их. И это плохо, вот только в

В моей самой популярной статье я описывал, в частности, проблемы с дисциплиной в обычной школе, а меня почему-то стали обвинять в том, что я унижаю и оскорбляю детей (хотя в статье как раз ясно написано, что я старался найти другой способ установить дисциплину и не смог найти, а применять веками проверенный, но нежелательный, так и не стал). Однако тема для обсуждения весьма важная: как же установить дисциплину среди подростков на школьном уроке или кружковском занятии?

Как представляет себе типичный урок тот, кто учился в советской школе? Все боятся лишний раз рот раскрыть, ибо учитель в гневе будет страшен - может и тряпкой запустить, и наорать, и к доске вызвать, и оценку снизить. Здесь есть положительный фактор - уважение к учителю, которое было априори ко всем учителям (до того, как те делали что-то, из-за чего оно терялось); есть и отрицательный - давление на детей. Чтобы добиться от школьников беспрекословного подчинения классический учитель унижал их. И это плохо, вот только в попытке сторонников "гуманной педагогики" убрать это унижение авторитет учителя был растоптан, пошли разговоры о том, что "уважению учителю нужно заслужить".

А как это делать (и вообще с чего это вдруг) никто не рассказал. Более того, большинство учителей продолжили с порога устанавливать привычные им старые правила, а попытки сопротивления детей успешно ломали столь же привычными методами: крик, унижение, оценка. Большинство детей у этих учителей предпочитает спрятаться в себе и ничего не делать, потому что учиться в такой атмосфере не хочется, а открыто не учиться - страшно.

-2

Многие поверившие в гуманную педагогику стали действовать ровно противоположным образом: с порога опустили себя на один уровень с учениками, начали говорить на одном языке и всячески разрушили барьер субординации. В итоге ученики их не воспринимают всерьёз, не уважают, не слушаются - и по-прежнему ничего не делают. Полный провал.

Нужна золотая середина. Только её практически нет. Из всего, что я видел у коллег: либо мотивированные дети самоорганизуются, либо идёт унижение со стороны учителя, либо учителя игнорируют. Сам я в обычной школе часто оказывался в последнем положении, хотя несколько уроков у меня получились - там не требовалось ничего знать из пройденного ранее, поэтому отсутствие знаний не мешало детям включиться в работу. Как только пошли темы, опирающиеся хоть на что-то, дети перестали работать - ибо им опереться не на что.

-3

По молодости я в кружке пытался установить идеальную дисциплину, и для этого строго пресекал любое общение - итог предсказуемый, знания очень слабые. Тогда же я (по примеру старшей коллеги) "жестил", заставляя тех, кто не слушает, сдавать записанные разборы. Опыт показал, что это не работает. Я начал экспериментировать, позволяя детям немного общаться и даже иногда отвлекаться - и вот это сработало. Вернуть их к работе, когда слишком зашумят, можно строгим голосом (почти криком).

Это годится только для изначально мотивированных детей. В школе это не работает. Там нужно организовывать дисциплину по-другому. Как? Вот этот вопрос меня мучает почти год. К сожалению, удачных примеров я вживую так и не увидел - только типичные для "старой школы" унижения. В сотый раз повторюсь: да, для тишины и порядка на уроке это работает. Но знаний у школьников в такой атмосфере определённо не прибавится.

-4

Мне иногда в комментариях пишут, что школа - вещь принудительная, а поэтому школьникам естественно постоянно саботировать своё обучение. Не знаю. Думаю, что всё-таки учитель способен так выстроить свои уроки, чтобы дети чего-то делали. Но - как это сделать? И как сделать так, чтобы у разных учителей в разных школах ученики осваивали программу в равной мере, а не приходили потом с пятёрками и отсутствием базовых навыков, которые им никто уже не будет ставить в шестом-седьмом классе...