"Церкви в Быкове, Дубровицах и Подмоклове — это вообще три вещи в Подмосковье, которые должен увидеть каждый уважающий себя и путешествующий по тем краям человек"
Усадьба Измайловых в Быково (ударение на О, если кто не знает)...
Место известно с 14 века - Дмитрий Донской завещал эти земли своим младшим братьям. Неподалеку располагался скотопрогонный пункт, где скот откармливался перед отправкой в Москву, возможно название появилось благодаря ему. Владельцы менялись несколько раз, а вот чуду чудесному мы обязаны временам Измайловых и архитекторам Баженову и Казакову.
Первым известным владельцем усадьбы стал военноначальник Илларион из рода Воронцовых, которому земли подарил Петр 1. Но не надолго, при Елизавете Петровне род впал в немилость, императрица передарила усадьбу фавориту Михаилу Измайлову, тогдашнему главнокомандующему Москвы. А как-то будучи в первопрестольной, заехала к нему в гости и не выразила никаких восторгов. Тут-то он и призадумался.
Документальных подтверждений нет, но поручил он строительство Баженову. При переустройстве усадьбы изменили ландшафт, выкопали три искусственных пруда, возвели дворец, церковь, павильон Эрмитаж (не сохранился). Все элементы поместья объединил парк со скульптурой, беседками, сценой... разумеется, были и хозяйственные постройки - оранжереи, кузница, ферма, конюшня. Все строения представляли из себя симбиоз стиля Людовика 16, классицизма и русской готики. Есть версия названия всего этого великолепия в честь жены Измайлова - Марьино.
По иронии судьбы, спустя десятилетия, усадьба вновь оказалась у Воронцовых (брачные связи - все там крутились в одной компании), к началу 19 века, в изрядном запустении. Парк был неухожен (прямо как и сейчас), деревья вырублены в 1812, дворец разграблен (французы порезвились) . Только в 1840-х Иван Воронцов-Дашков приступил к реконструкции усадебного комплекса. Модный швейцарский архитектор Бернар Симон перестроил дворец в стиле эклектика, и он еще больше стал походить на замок. Внутренние интерьеры (говорят, они сохранились) были в стиле английской неоготики и итальянского ренессанса с элементами рококо. Тогда же в поместье появилась богатейшая библиотека и уникальные предметы искусства.
От Баженова остался, насколько я поняла, цокольный этаж и пандус с беломраморным ограждением.
В 1874 усадьбу купил Николай Ильин - инженер и совладелец Казанской железной дороги, до революции ей владел его сын, историк и деятель культуры Андрей Николаевич. После революции здесь разместили детскую колонию, потом школу подрывников, после войны - туберкулезный санаторий. О том, что разграбили, разорили, частично разрушили говорить излишне.
План реставрации существует давно, надеюсь, начали воплощать, по крайней мере, в прошлом году попасть внутрь не удалась - закрыто и охраняется. А окна радуют витражами, не могу сказать, родными или восстановленными.
Есть в графском парке старый пруд...
Даже два и на одном из островов второго круглого пруда сохранилась Баженовская ротонда, причем уникальная – вместо ровномерного шага колонн, она состоит из трех пилонов, между которыми пары колонн.
Говорят, в имении отлично сохранились подземные ходы. Недалеко от входа в усадьбу был грот, от которого шел 200 метровый ход во дворец, аналогичный в церковь, усадебное здание с храмом тоже соединялось тайным ходом.
Архитектурный ансамбль усадьбы формировался единовременно. В 1789 году вырос удивительный храм Владимирской Иконы Божьей Матери, сочетающий в себе готику, барокко, древнерусские мотивы. Проект по самой распространенной версии Бажова, но возможно Казакова (или их вместе), может быть и Бокарева.
Башни-колокольни на центральном фасаде пристроенной трапезной (арх. Малиновский), идеально сочетающиеся с выгнутыми лестницами - это уже 30-е годы 19 века, архитектор Таманский. Лестницы ведут в летний храм, внизу вход в зимний.
Основной объем завершает ротонда с высоким шпилем, увенчанным крестом. Её окружают 8 таких же шпилей (означает восьмой день – день Воскресения Христова и начало Нового времени.
По всем фасадам церкви - барельефы святых апостолов и 4 парных барельефа четы Измайловых, на которых застывшая во времени Мария и Михаил в разные годы
Отдельно стоящую колокольню в том же стиле построили уже в 1884, мнения об авторе расходятся - или это архитектор Гущин, или Таманский.
В 1937 году церковь закрыли и естественно разорили. В здании разместилась швейная фабрика, позже склад управления кинофикации. Возвращена верующим в 1989, тогда и начались восстановительные работы и богослужения.
Еще 2 чуда Подмосковья, как уважающий себя человек, надеюсь увидеть, пока только на фотографиях.