Найти тему
ПетроПрогноз: история+

Исцеляющая музыка 432 Гц против стандарта 440 Гц

Оглавление
Июнь. Фото Юрия Романова (из открытого доступа)
Июнь. Фото Юрия Романова (из открытого доступа)

Музыканты и все имеющие отношение к теории музыки уже по одному заголовку сразу понимают, о чём пойдёт речь. Но автор этой статьи – не музыкант, и до недавних пор слышал об этой теме (432 Гц vs 440 Гц) только краем уха, – как, вероятно, и большинство читателей нашего ПетроПрогноза. Мой интерес к этой теме актуализировался 30 мая с.г. – когда я наткнулся на 1-м тв-канале на передачу «Космос, гармония, и возвышенная музыка» с известной оперной певицей, актрисой и руководителем кафедры классического вокала, профессором Любовью Казарновской. Кстати, тем из вас, кого заинтересует эта тема, советую посмотреть этот подкаст.

В самом кратком виде, суть и история проблемы «432 Гц vs 440 Гц» такова.

Как известно, музыкальные инструменты нуждаются в настройке. Когда вы поворачиваете колышек настройки струнного инструмента или регулируете длину трубки духового инструмента, это заставляет его звучать немного выше или ниже. Чтобы разные инструменты (и даже разные струны одного инструмента) хорошо звучали вместе, все они должны воспроизводить один и тот же тон (одинаковую высоту тона) при воспроизведении одной и той же музыкальной ноты. Стандарт настройки нужен также для того, чтобы музыканты могли слаженно играть вместе, в квартете, или в любом оркестре.

Частота звука 432 Гц на самом деле встречается в природе на каждом шагу. Мы слышим это в шелесте деревьев, в щебетании птиц, в журчании ручья, в полёте пчелы и гудении шмеля. Эта частота называется пифагорейской, потому что именно Пифагор первым разработал ее правила («Пифагорейский музыкальный строй»). Греки считали музыку также исцеляющей не только душу, но и тело, и, например, Гиппократ использовал музыку для лечения своих пацентов.

Гимн пифагорейцев Солнцу. Картина Ф.А. Бронникова (1828-1902), из статьи Википедии «Пифагореизм» (Авторство: Фёдор Андреевич Бронников. http://john-petrov.livejournal.com/939604.html?style=mine#cutid1, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2591309)
Гимн пифагорейцев Солнцу. Картина Ф.А. Бронникова (1828-1902), из статьи Википедии «Пифагореизм» (Авторство: Фёдор Андреевич Бронников. http://john-petrov.livejournal.com/939604.html?style=mine#cutid1, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2591309)

Пифагор считал, что музыкальная гармония отражает гармонию вселенной, а музыкальные интервалы соответствовали интервалам между Землей, планетами и «неподвижным» звёздным небом. Эта философская концепция была известна под названием «гармония сфер» (или лат. Musica universalis) и получила новое дыхание в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера, который открыл, что орбиты планет (Меркурия, Венеры, Земли, Марса, «Фаэтона», Юпитера и Сатурна) расположены в Солнечной системе в соответствии с пропорциями «гармонии музыки и сфер» Пифагора.

Мы не будем углубляться в теорию музыки и связь гармонии с пропорциями «золотых сечений» в природе (и в строении Вселенной), но изначально эта природная частота звука связана с гармонией Вселенной. Конечно, в античной Греции VIII-V веков до н.э. не измеряли частоту звука в Герцах, но прекрасно отличали природную частоту звука от всякой другой. В древние времена инструменты настраивались на звук, который соответствует нынешним 432 Гц ноты «Ля».

Само собой разумеется, что частота в Гц была определена не Пифагором, а исследователями XIX-XX веков, по описаниям его (Пифагора) исследований.В частности, вероятно, с описанным им инструментом настройки из двух струн (монохордом), и другими. Цитирую из статьи "Монохорд" известной энциклопедии:

"Известный со времён греческой античности (традиция приписывает его изобретение Пифагору), монохорд был важнейшим пособием в элементарном музыкальном образовании и основным прибором для проведения музыкально-акустических измерений ещё и в Средние века, в эпоху Возрождения, вплоть до барокко. Наиболее общие пифагорейские принципы деления монохорда (интервал как отношение двух чисел, сложение и вычитание интервалов) изложены в труде «Деление канона» Евклида[1]."
Монохорд (отдельно изображена подвижная подставка, или кобылка) из трактата Глареана «Додекахорд» (1547) Авторство: Glarean. https://mdz-nbn-resolving.de/urn:nbn:de:bvb:12-bsb00084107-6, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10708136
Монохорд (отдельно изображена подвижная подставка, или кобылка) из трактата Глареана «Додекахорд» (1547) Авторство: Glarean. https://mdz-nbn-resolving.de/urn:nbn:de:bvb:12-bsb00084107-6, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10708136

Подробнее о роли музыки в Древней Греции слушайте и смотрите здесь:

https://youtu.be/B57VbHMkoL8

Ну а просто послушать реконструкции этой музыки можно здесь:

https://youtu.be/elERNFoEf3Y

Ещё более древние чем древнегреческие, найденные археологами древнеегипетские музыкальные инструменты также были настроены, говоря современным языком, на 432 Гц.

Сегодня музыкальные инструменты настраиваются в основном на стандарт 440 Гц.

Две капли воды под воздействием звука частоты 432 Гц (слева) и 440 Гц (справа). Из открытого доступа (https://vse-o-tattoo.ru/wp-content/uploads/2022/03/tainstvennye-chastoty-432-gcz-i-440-gcz-chto-eto-takoe.png)
Две капли воды под воздействием звука частоты 432 Гц (слева) и 440 Гц (справа). Из открытого доступа (https://vse-o-tattoo.ru/wp-content/uploads/2022/03/tainstvennye-chastoty-432-gcz-i-440-gcz-chto-eto-takoe.png)

Причины и история вытеснения пифагорейского строя 432 Гц стандартом 440 Гц

Стандарт 440 Гц был принят в 1953 году Международной организацией по стандартизации (ISO). Историю вытеснения стандарта 432 Гц2 этим новым стандартом мы расскажем подробнее во второй части этой статьи. Сейчас отметим только, что первая организованная попытка перехода к стандарту 440 Гц была предпринята в Италии в 1884\85 гг., — тогда Музыкальная комиссия итальянского правительства объявила о принятии этого стандарта, но благодаря усилиям Джузеппе Верди (годы жизни 1813-1901). К 1884 году семидесятилетний Верди уже был всемирно известен и обладал огромным авторитетом не только Европе, но и в мире.

Однако, стремительно развивавшаяся промышленная революция, милитаризация крупнейших стран Европы, и связанные с этим процессы в общественном сознании (и, вероятно, в "коллективном бессознательном") делали необходимым для «капитанов капитализма» и политиков (популистского толка) устанавливать свои стандарты не только в обществе (в виде государственных законов), но и диктовать свои предпочтения в сфере искусства, — такие, которые максимально воздействовали бы на массовое сознание и подавляли бы личную волю людей, и давали максимальное преимущество сферам рекламы и пропаганды (для которых больше подходит более высокая, и в этом смысле более "визгливая" частота — 440 герц, а не 432).

Конечно, это лишь гипотеза, но, судя по всему, таким наиболее подходящим музыкальным стандартом стала частота 440 Гц. В 1910-1917 гг. этот стандарт был принят в США, в 1939 году — в Германии и большинстве европейских стран. И, наконец, в 1953 году этот стандарт был принят Международной организацией по стандартизации (ISO). Для справки сообщим здесь, что фактически ISO начала свою работу с 1947 года. СССР был одним из её основателей в 1947 году, был постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта СССР избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР.

В самом радикальном виде, включающем теорию заговора («нацистского заговора 1939 года»!), история вытеснения пифагорейского (также называемого «вердиевским») стандарта 432 Гц на стандарт 440 Гц изложена, например, в статьях Якуба Мариана («Теория заговора "432 Гц против 440 Гц"»)[2] и Алана Кросса («Великий заговор с частотой 440 Гц и почему вся наша музыка неправильная»)[1]

Мы продолжим рассказ об этой истории во второй части статьи.

***

Современные мелодии для исцеляющей флейты и резонаторов 432 Гц можно послушать, например,здесь:

https://yandex.ru/video/preview/14227956692165446976

https://youtu.be/5qSwKWzwazk (начиная с 2м30с и далее в течение пяти минут)

Классические музыкальные произведения Моцарта, Верди, Шопена (и почти всех классиков XIX века) — все они соответствуют природному стандарту 432 герца. Этому стандарту соответствуют также григорианские церковные песнопения.

***

Приведённые выше сведения (и гипотеза) о причинах перехода на стандарт 440 Гц не являются общепринятыми и научно доказанными. Комментарии автора данной статьи по этой теме отражают только его личные оценочные суждения.

Литература

1. Кросс, Алан (13 мая 2018). "Великий заговор с частотой 440 Гц, и почему вся наша музыка неправильная". Мировые новости.

2. Мариан, Якуб. "Теория заговора "432 Гц против 440 Гц"".