Так вот сын крестьян, школьный учитель из Пномпеня стал лидером страны.
Но страна была не самой спокойной, и надо было что-то с этим делать. Три задачи, помните?
"Большие города, пустые поезда"
Первое, что сделал Пол Пот - разогнал города.
Обычно это выдается за некую бессмысленность - мол, что за дурость городских жителей по деревням раскидывать. На деле эта мера была очень и очень логичной. Своей цели кхмеры достигли.
Зачем же вдруг из столицы убрали всех, кто не был занят на прямой работе (например, на немногих заводах и в госаппарате)?
Первое - Вы помните, там еще была гражданская война только что. Технически она не закончилась. А города, и в первую очередь, столица, были местом сосредоточения потенциально враждебных сил. Ну примерно как сегодня 99% разных навальнистов и прочих соболей сидят именно в городах. И могут координироваться друг с другом в любой кафешке. Только камбоджийские навальнисты были вооруженными ребятами, выросшими в условиях гражданской войны. И когда всех деятелей раскидали по деревням, они фактически утратили оргспособность. Ну то есть какой-нибудь условный лолнонист мог быть сколько угодно недоволен правительством Пол Пота - но их в деревне два человека на пару сотен приверженцев красных кхмеров. А интернета и телефона в камбоджийских деревнях и сегодня почти нет - что уж про 1975 год говорить.
Второе - в городах начало скапливаться некоторое количество недовольных. Не потому что условия плохие. Дело в том, что в 1940-х годах началась программа повышения знаний камбоджийцев. открылись технические школы в стране, смышленым детям начали давать гранты на обучение в метрополии. Вы же помните, как сам Пол Пот учился - Франция, на радиоэлектроника. Он-то бросил, но сотни, тысячи молодых людей обучались, возвращались в Камбоджу - и тут выясняли, что их знания никому не нужны. Потому что заводы радиоэлектронные никто внедрять в Камбодже не готов. И перед ними, уже попробовавшими хорошую жизнь, расхваленными, такими замечательными, открылась печальная истина - они никому не нужны, и их лучшее применение - вернуться в деревню и пахать на рисовых полях. В итоге они были против любой власти и перевербовывались на раз. Это как какой-нибудь Макаревич - в советские годы против советской власти, в 1990-е против ельцинской, в 2000-е против путинской. И вот этих людей отправили работать в деревню - бухтеть можно, но это не особо мешает центру, потому что за бухтеж прибьют на месте крестьяне.
Третье - голод. Ага, 25 лет войны, много убитых, разбомленные поля. Во времена Сианука и Лол Нона США городских подкармливала - и народ вместо работы на полях потянулся в города, что тоже не улучшало ситуацию. Зато городских стало очень просто натравливать на крестьян. Помните, в прошлом выпуске я про это специально писал? Горожане противопоставляли себя деревне - примерно как сегодня в Москве приехавшие пару лет назад кричат про понаехавших. При этом есть было все равно нечего. И некоторое доп.количество рабочих рук в деревнях было бы кстати.
Так что в первый же день под предлогом защиты от американских бомбардировок горожанам было предписано в 72 часа уехать по деревням.
И здесь, конечно, логичная идея превратилась в кошмар. Потому что организации не было никакой. Еда, питье, транспорт - этим пробовали обеспечить, но в спешке это получилось не для всех. В итоге люди в дороге просто умирали.
Три группы
Вторая идея, которую активно реализовали новые руководители - это адресная работа по чистке от противодействующих товарищей. Идея не новая, после любого переворота в любой стране всегда отстраняют политических противников.
Но новое правительство Кампучии подошло к вопросу творчески. Все население поделили на три группы:
- основной народ
- новый народ - "люди 17 апреля"
- люди старого режима
Основной народ - это обычные люди, в основном крестьяне и ремесленники. Для них был провозглашен режим благоприятствования. Новый народ - это в основном горожане и жители подконтрольных США провинций. Так получилось, что им очень долго рассказывали тему "США и французы наши друзья". Кто там теперь как думает, кто остался честным камбоджийцем, а кто превратился в местного навальниста - разбирать долго, поэтому нужно на всякий случай за ними присматривать и перевоспитывать. Но без перегибов. К слову, расселение городов было как раз одной из мер "перевоспитания" этой группы.
А вот с третьей группой нужно было вести себя жестко. Это были отъявленные контрреволюционеры - офицеры армии Лол Нона, католические и буддийские священники, начальство сиануковской полиции и тому подобное. Сюда же вошла "творческая интеллигенция". С этими ребятами не церемонились. Правда, "чистка" не означала поголовных расстрелов. Кого-то депортировали, кто-то и продолжал работу на новое правительство, просто под особым контролем.
Религия и национальный вопрос
С религиозным вопросом все получилось довольно грустно. Ангка как движение, воспитанное на секулярном Западе и впитавшее коммунистические лозунги, в принципе была против религии. А еще сложилось так, что все значимые религии Камбоджи были чужими. Буддизм пришел из Индии и Китая, ислам - от арабов через Пакистан, христианство принесли французы-колонизаторы. А от коренных верований самих кхмеров ничего не осталось. Поэтому позиция новых властей была скорее антирелигиозной.
Будда не родился в Камбодже. Почему же в таком случае кхмеры должны следовать религии, пришедшей из Индии? Именно поэтому наша революционная партия категорически отказывается почитать буддийскую религию.
из директив компартии Кампучии
При этом намеренного истребления храмов и священников не было. Ну то есть не было такого, что в одночасье уничтожили всю религию. Ситуация была похожа на постреволюционную Россию - да, отдельные храмы сносились, особо рьяные священники, тем более те, кто объявлял революцию деянием Иблиса - расстреливались, но в целом планировалось относительно постепенное уничтожение религии.
Сильнее всего пострадал ислам. Тут так вышло, что ислам в основном был сосредоточен у малой народности тямов (чамов). А тямы и во время революции поддерживали Лол Нона и его правление, и после почти сразу начали поднимать мятежи против правительства Пол Пота. Как результат, ислам сносили не столько в рамках борьбы с религией, сколько в качестве последствия мятежей. Если за время правления красных кхмеров число католиков сократилось наполовину (католиков, которые были от чуждого колониального правительства), то ислам схлопотал куда как сильнее - все мечети были разрушены, а тямов заставляли пасти свиней, что для мусульман было зверским наказанием.
Интересно, что фотографий на тему "зверства красных кхмеров" немало - но нет фотографий разрушенных храмов и монастырей. Хотя, казалось бы...
Меньше всего - внезапно - пострадал именно буддизм. Да, он был провозглашен "неправильным", но слишком много людей, причем из "основного народа" были буддистами. И поэтому был взят курс на постепенное изменение. В результате история знает несколько случаев, когда люди "старого режима" прятались в монастырях от властей (например, майор лолноновской армии У Пхон, который, насколько известно, в монастыре пересидел вообще весь режим красных кхмеров).
С "неглавными национальностями" все тоже было не очень просто. С одной стороны, кхмеры взяли курс на всеобщую "кхмеризацию" названий и всеобщий кхмерский язык. И это нравилось не всем. С другой - многие малые народности воспринимали происходящее нормально. Телохранители самого Пол Пота были из малых народностей тапуон и джара.
Но было три малых этнических группы, которым не очень повезло. Уже упомянутые тямы, которые огребли за оппозиционность и мятежи, вьетнамцы и китайцы.
У вьетнамцев с кхмерами в принципе отношения очень увлекательные. Там история вражды и кровной мести уходит в такие доисторические дали что можно многотомную историю писать. Поэтому когда к власти пришли люди, своей кхмерской национальностью гордящиеся, было сразу понятно, что вьеты ничего хорошего ожидать не могут. И пора валить, как евреям из нацистского Берлина. Однако Пол Пот понимал, что пока Камбоджа не так крута, и ссориться с вьетнамцами не хотел. Поэтому никаких массовых казней и прочих ужасов не было. Вьетнамцам не помогали (но и не мешали) валить из страны. Те вьеты, которые решили остаться, не преследовались, они не попадали в категории "зачистки". В итоге в стране осталось несколько тысяч вьетнамцев, которые жили "на общих правах".
С китайцами была почти та же история, только помноженная на жажду независимости. Понятно, что китайский Большой Брат захочет влиять на новое номинально коммунистическое государство. И делать это он будет через чайнатауны.
Поэтому китайцев и вьетнамцев максимально вежливо и с возможным минимумом потерь удалили из страны на историческую родину. После чего границы максимально закрыли - Кампучия поддерживала дипотношения буквально с несколькими странами - КНДР, например.
Культ личности и другие новинки
Салот Сар был резко против идеи "персонального лидера нации". Идея стать новым Мао, Сталиным, Хо Ши Мином его не грела вообще. Поэтому руководство компартии было засекречено. Руководили страной не лично Сар или Сен. Руководили пять лидеров партии - Брат №1, Брат №2, Брат №3, Брат №4 и Брат №5. Нигде не висело портретов лидеров. Их биографии были засекречены. Директивы шли не от Братьев, а от партии.
Как уже говорили, страна из привычной для европейского слуха Камбоджи стала привычной для кхмеров Кампучией.
Был обновлен календарь - год прихода кхмеров к власти стал считаться нулевым годом нового времени.
Были отменены деньги внутри страны. Ну то есть на полном серьезе, взорвали к чертям центральный банк. Физически, динамитом.
Была введена жесткая цензура. Причем не по географическому, а по идеологическому принципу. "Прогрессивных авторов" можно было прочитать. Но все, что касалось прозападной идеологии, было под строгим запретом.
Надо сказать, первая цель - полное окончание гражданской войны - была выполнена полностью почти сразу. Да, в ходе правления было несколько вооруженных мятежей (из них три более или менее крупных), но в целом страна успокоилась. Основные потенциальные "белогвардейцы" получили мотыгу в руки и отправились на рисовые поля. А мотивированная и закаленная в боях армия Красных Кхмеров занялась наведением порядка.
И вроде все выглядит пока невинно. Что же там такого стряслось, что через 4 года Пол Пот станет "самым страшным диктатором всех времен и народов", уничтожившим треть населения страны - и одним из самых великих правителей в истории страны? О мифах и реальности мы поговорим в следующем выпуске