Картину «Запорожцы» Ильи Репина видел каждый, кто учился в средней школе. Она служила иллюстрацией в учебниках истории и литературы. Иногда картину именуют более развёрнуто - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Сейчас это полотно размером 2,03×3,58 м можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
Что же побудило художника к написанию картины? В 1878 году от своего близкого друга, известного историка Дмитрия Яворницкого, Репин услышал историю о том, как запорожцы написали письмо турецкому султану. У Яворницкого была копия этого письма и он, в качестве шутки, зачитал письмо на светском приеме, где присутствовал живописец.
Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. В ответ они сочинили язвительное письмо, полное народного юмора и презрения.
Эта история настолько впечатлила Репина, что он загорелся идеей написать картину на эту тему.
Воплощал свой замысел художник более 10 лет, с 1880 по 1891 год. Репин изучал культуру и быт казаков. Он писал этюды в Екатеринодаре, в кубанских станицах и в Черниговской губернии.
Его дочь вспоминала, что в те годы вся семья жила в «мире казаков». Репин читал детям рассказы о казачьей Сечи, они вместе лепили глиняные фигурки и играли в «казаков».
Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства
Особенно нравилась Репину повесть Гоголя «Тарас Бульба». Персонажей из этой повести он вынес в центр своего полотна.
колоритный смеющийся казак в красном жупане — это Тарас Бульба, а напротив стоят его сыновья Остап и Андрий.
Прототипом Бульбы стал Александр Рубец, профессор Петербургской консерватории и фольклорист. Остапа с перемотанной головой Репин написал с одесского художника Николая Кузнецова. А интеллигентного Андрия, стоящего слева от брата в круглой зелёной шапке — со внучатого племянника композитора Глинки.
Для других запорожцев, изображенных на картине тоже нашлись свои прототипы. Причём, образы были собирательные. Репин мог у одного конкретного человека, который ему позировал, «позаимствовать» нос для одного персонажа, уши для другого, а глаза для третьего.
Часто Репину позировали не модели, а простые украинцы: кучер коллекционера Тарнавского стал казаком Голотой, а в роли старика с люлькой выступил безымянный случайный попутчик художника в Александровске (Запорожье).
В центре картины, в роли писаря художник изобразил того самого историка и краеведа Дмитрия Яворницкого, который подал ему идею сюжета картины. Над писарем склонился кошевой атаман Сирко в характерной шапке— его роль «сыграл» генерал Михаил Драгомиров.
В 1895 году картину наградили золотыми медалями на выставках в Мюнхене и Будапеште. В 1892 году «Запорожцев» за 35 тысяч рублей купил Александр III. Это была огромная сумма, на которую Репин смог купить имение около Витебска. После революции картина перешла в собрание Русского музея.
Кстати, вы знали, что в 1893 году Репин написал ещё одну версию этой картины? Сейчас она хранится (а скорее, уже не хранится) в Харьковском музее.
Можете сравнить две версии картины.
Видите разницу? Другая цветовая гамма и несколько по-другому выстроена композиция. И позы, и причёски, и новые персонажи.
Друзья, поделитесь своими мыслями об этих картинах. Какая версия вам понравилась больше и почему?