Евпраксия собиралась на смотрины, сваха, бабка Февронья, велела надеть ей как можно больше исподнего на себя, уж больно худа была девица на выданье, по мнению старухи. "Кому такая злая нужна!" — возмущалась Февронья, почему-то считая, что доброта женщины зависит исключительно от ее форм. Щеки были тщательно набелены, брови намазаны маслом с сурьмой, сундуки с приданым стояли открытые посреди избы. В окне показался жених. Евпраксия вскликнула: "Маменька, да он же рябой!" и закрыла лицо руками, стараясь скрыть разочарование. Но вмешалась сваха. "Ничего! — запричитала Февронья. — Стерпится.
Слюбится!".
На Руси сваха была одной из самых почитаемых «профессий». Девушке с красивой внешностью и богатым приданым было не трудно выйти замуж, всеми же остальными, кому повезло меньше, свахи как раз и занимались. В их арсенале было множество хитростей, позволяющих сделать некрасивую невесту чуточку краше, а засидевшуюся «в девках» дольше положенного — капельку моложе.
И речь идет не только о свинцовых белилах, которыми замазывали прыщи и другие дефекты кожи, или румянах из киновари, но и о полноценной подмене одной невесты на другую. Так, если девушка была не слишком хороша собой, а ее сестре или другой родственнице в этом плане повезло больше, то свахи могли продемонстрировать кавалеру более симпатичную «невесту» на смотринах.
Естественно, во время свадьбы или после нее обман вскрывался, но тут все зависело от жениха. «С лица не воду пить» – мог подумать новоиспеченный супруг и сделать вид, что ничего не заметил, но если уж мужчина попадался скандальный, то дело могло дойти и до расследования, после чего предприимчивые родственники новоиспеченной жены подвергались порке за мошенничество. Лютый муж мог и вовсе сослать непонравившуюся жену в монастырь или извести ее побоями, тут уж как повезет.
Вообще, на Руси потенциальные женихи довольно придирчиво выбирали себе будущую жену. Даже простая родинка могла изменить их решение, поэтому свахи советовали девушкам присыпать их мукой. Невестам накануне смотрин не давали никакой тяжелой работы, а то вдруг порежется или ушибется, а жених увидит синяк, да и сбежит подальше. Ежели жених что-то такое замечал, вмешивались родители девушки, говоря: «До свадьбы заживет».
Ценились у мужчин густые брови и волосы, но если бровям придавали густоту с помощью смеси из масла и сурьмы, то вот с волосами все было сложнее. Девушки, у которых не было роскошной русой косы, чаще всего проводили различные ритуалы, например, стояли под дождем или клали веревку под подушку, однако от подобных суеверий волосы не росли. Тогда на помощь приходила конская грива, из которой плели ту самую густую косу, главное, чтобы цвет волос девушки совпадал с оттенком конского волоса, а уж после свадьбы сетовать на жидкие локоны будет поздно.
Красивыми считались женщины в теле и высокого роста. Если невеста была росту небольшого и худа, то ее шансы на счастливое замужество приравнивались к нулю, кому нужна девица из нищей семьи, неспособной откормить родное дитя. Чтобы помочь девушкам на смотринах, свахи надевали на них как можно больше одежды: пару сорочек, просторный сарафан, две или три юбки, душегрейку, для объема в области груди и бедер подкладывали сено и тряпки, а для увеличения роста ставили на табуретку. И вот перед женихом уже не тощая девица, а пышная и сочная, способная нарожать здоровых детей.
Среди девушек были и так называемые перестарки. Обычно к невесте 20 с небольшим лет свататься было позорно, и тут на помощь тоже приходили свахи, которые показывали будущую супругу жениху так, чтобы он особо не смог разглядеть ее лица. Это можно было сделать довольно просто, посадив девушку у окна против света или проведя смотрины в церкви, где молодой человек попросту не мог себе позволить бесцеремонно таращиться. Такой обман вскрывался только во время венчания, когда возраст молодоженов заносился в метрические книги.
А еще свахи приманивали женихов приданым, демонстрируя на смотринах сундук, доверху набитый всякой всячиной. Приданое девушка должна была готовить себе сама, т. е. уметь шить, вышивать, прясть. Некоторые женихи попадались на эту «удочку», думая, что в их доме появится настоящая рукодельница, однако мало кто из них подозревал, что вещи могли быть куплены на ярмарке, а невеста на самом деле даже не знает, с какой стороны подойти к прялке.
К слову, к самим женихам у слабого пола таких суровых требований не было. Главное, чтобы не горбатый или рябой, а в остальном «стерпится — слюбится».
А какие еще приемы использовали свахи на Руси, чтобы сосватать девицу?