Всем добрый день!
Сегодня мы поговорим об истории бетховенских фортепианных концертов. Прежде всего мы остановимся на главном произведении этого жанра, которое было написано композитором, - Пятом фортепианном концерте. В конце вы сможете послушать интерпретацию этого произведения с участием оркестра аккордеонистов.
✅СКОЛЬКО У БЕТХОВЕНА ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТОВ?
На самом деле, вопрос нетривиальный. Согласно общепринятой нумерации, их пять. Однако в исследовательской литературе иногда говорят о фортепианных концертах № 0 и № 6.
Фортепианный концерт № 0 - это сочинение, написанное Бетховеном в 14-летнем возрасте. Этот концерт он сам лично исполнял еще в Бонне. Его партитура не сохранилась до наших дней, а дошла только фортепианная партия. На сегодняшний день существуют разные реконструкции оркестровых партий. Сегодня это произведение редко исполняется. Напоминает оно ранние моцартовские концерты.
Фортепианный концерт № 6 - это неоконченное произведение, над которым Бетховен работал уже после написания Пятого концерта. Его первая часть была реконструирована Николасом Куком в 1987 году.
✅ИСТОРИЯ БЕТХОВЕНСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТОВ
Второй концерт (сочинение 19)
Среди наиболее известных пяти фортепианных концертов Бетховена самым ранним был второй. Его музыка полна жизнерадостной непосредственности и практически лишена резких контрастов. Этот концерт Бетховен начал сочинять, еще будучи совсем юношей.
Первый концерт (сочинение 15)
Чуть позже Бетховен написал свой Первый концерт. Он в целом также был выдержан в гайдно-моцартовской традиции. При этом его отличает большая торжественность и пышность. В него было вовлечено уже больше оркестровых инструментов: в отличие от Второго концерта, здесь представлены кларнеты, трубы и литавры.
Бетховен не слишком высоко оценивал свои Первый и Второй фортепианные концерты. Кроме нескольких ранних выступлений, он отказывался их исполнять. Но при этом они получили одобрение у современников. Один из пражских музыкантов, обсуждая бетховенское исполнение, даже назвал Бетховена "исполином среди пианистов".
Третий концерт (сочинение 37)
В отличие от первых двух концертов, Третий значительно чаще исполнялся при жизни композитора. На премьере солистом был сам Бетховен.
С этим первым исполнением произведения была связана довольно курьезная история. Во время игры нужно было переворачивать страницы пианисту. Зейфрид, которому было доверено это дело, вспоминал, что это были "почти совершенно чистые листы бумаги", а Бетховен исполнял партию практически наизусть. Каково было бедному Зейфриду, который боялся ввести в бешенство великого композитора какой-нибудь нечаянной оплошностью!
Четвертый концерт (сочинение 58)
Исполнение Бетховеном Четвертого концерта было его последним публичным выступлением. Он терял слух, и до последнего было неясно, кто из пианистов выступит на премьере произведения. Однако другие исполнители его подвели, и пришлось играть самому композитору. Интересно, что в тот же день прозвучала впервые и легендарная Пятая симфония Бетховена.
Первая часть концерта - одна из наиболее ярких лирических страниц композитора. Такое ощущение, что композитор любуется неземной красотой, и только экспрессивные, драматические пассажи в разработке вводят нас ненадолго в настроение земного страдания.
Драматическим центром концерта является его вторая часть. Известно, что при написании этой части композитор ориентировался на античный миф об Орфее и Эвридике. Вдохновенное пение фортепиано сталкивается с грозным противостоянием сил ада, которые не хотели впускать Орфея в свои владения. Постепенно оркестр и фортепиано преображаются - возгласы пианиста становятся все более взволнованными, а оркестр, напротив, становится более смиренным и тихим. После кульминации обе партии затухают в единой гармонии.
✅О ПЯТОМ КОНЦЕРТЕ БЕТХОВЕНА (СОЧИНЕНИЕ 73)
В первую очередь Пятый концерт Бетховена поражает своими масштабами. Его исполнение длится примерно 40 минут. По своему размаху его вполне можно охарактеризовать как симфонию с солирующим фортепиано. Даже фортепианная партия в ряде случаев достигает настоящего оркестрового звучания.
Как известно, фортепианные концерты Гайдна и Моцарта строились на длительном оркестровом вступлении, после которого уже начинал играть солист. Уже в Четвертом концерте Бетховен отходит от этого, и главный мотив первой части первым исполняет пианист. В Пятом концерте доминирующее положение солиста выражено еще более ярче. Своими громкими пассажами он стремится сразу же поставить оркестр под свой контроль.
Время написания концерта - это период наполеоновских войн. Это, безусловно, наложило отпечаток на общий сюжет произведения. Военными интонациями пронизаны крайние части концерта - первая и третья. Между ними расположен певучий ноктюрн второй части, музыка которого, замирая в конце, затем сразу же переходит в бурный, торжественный финал.
Премьера концерта предполагалась в 1809 году, но события австро-французской войны этого года помешали ей. Выступление пришлось отложить. Бетховен сетовал: "Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий..." Произведение впервые прозвучало только в 1811 году.
За концертом закрепилось неофициальное название "Император". Откуда пошло такое название, до конца неясно. Но почти достоверно известно, что такое название дал не сам Бетховен. Бетховен негативно относился к Наполеону и отказался от посвящения ему Третьей симфонии в 1804 году. Более того, в дальнейшем Бетховен написал другую оркестровую работу - "Победу Веллингтона", где прославлял победу английского военачальника над наполеоновской армией.
✅ИСПОЛНЕНИЕ КОНЦЕРТА БЕТХОВЕНА ОРКЕСТРОМ АККОРДЕОНОВ
Теперь мы послушаем исполнение бетховенского Пятого концерта с участием оркестра аккордеонистов. Солист - Эрик Райшль. Источником является его канал на Ютубе.
🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
"Симфонические танцы" С.В. Рахманинова в исполнении ансамбля аккордеонов
Фортепианный концерт Ф. Листа на аккордеоне
Об истории известного вальса И. Штрауса "Ты и ты" по мотивам оперетты "Летучая мышь"
Малоизвестные страницы творчества Юрия Шахнова