Найти в Дзене
Ken is LIFE !

Японские барабаны Тайко. Тайко- до или всё-таки тайко дзюцу ?

Огромный японский барабан тайко. Легенда гласит, что он возник, когда богиня танцевала на бочке с саке. Столетия назад под бой этих барабанов маршировали грозные воины феодальной Японии. Эти потрясающие инструменты вырезаны из стволов древних деревьев. Цикл изготовления занимает 5 лет, а срок службы исчисляется веками. Тайко (taiko, 太鼓) по-японски, собственно, и означает «барабан». Этимологически этот термин относится к большим барабанам, но за пределами Японии часто используется для обозначения любого японского барабана (ва-дайко; wa-daiko, 和太鼓) в целом. А для обозначения возникших недавно ансамблей барабанщиков помимо термина «тайко» также используется более конкретный термин «куми-дайко» («kumi-daiko», 組太鼓) Тайко были завезены в Японию из Китая и Кореи более 1500 лет назад, и сейчас являются неотъемлемой частью празднеств и церемоний.
Важную роль тайко играют в японских религиозных обрядах. В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайк

Огромный японский барабан тайко. Легенда гласит, что он возник, когда богиня танцевала на бочке с саке. Столетия назад под бой этих барабанов маршировали грозные воины феодальной Японии. Эти потрясающие инструменты вырезаны из стволов древних деревьев. Цикл изготовления занимает 5 лет, а срок службы исчисляется веками.

-2

Тайко (taiko, 太鼓) по-японски, собственно, и означает «барабан». Этимологически этот термин относится к большим барабанам, но за пределами Японии часто используется для обозначения любого японского барабана (ва-дайко; wa-daiko, 和太鼓) в целом. А для обозначения возникших недавно ансамблей барабанщиков помимо термина «тайко» также используется более конкретный термин «куми-дайко» («kumi-daiko», 組太鼓)

-3

Тайко были завезены в Японию из Китая и Кореи более 1500 лет назад, и сейчас являются неотъемлемой частью празднеств и церемоний.
Важную роль тайко играют в японских религиозных обрядах. В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайко передавались сигналы о надвигающейся опасности или общих работах. Имитируя барабаном рокот грома, крестьяне призывали дождь в засушливые сезоны. Благодарные жители считали, что в тайко живёт божество и подаёт им полезные советы и указания. Естественно, играть на тайко могли только самые уважаемые и просветлённые из жителей. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. В результате играть на тайко стали только в особых случаях и только барабанщики, получившие на это благословение священников. В церемониальных целях обычно использовался один, реже - два тайко. Деревенские синтоистские праздники проходили под рокот тайко, и эти традиционные ритмы легли в основу композиций, исполняемых современными группами тайко - барабанщиков.

Достоверно известно, что одно из самых ранних назначений тайко было военное. Гром барабанов во время атак использовался для устрашения противника и вдохновления своих войск на битву. В этих целях обычно использовали тайко стиля нагадо и окедо.

-4

Помимо военных, тайко всегда использовались и в эстетических целях. Музыка в стиле гагаку появилась в Японии в период Нара (697-794) вместе с буддизмом и быстро привилась при императорском дворе как официальная. Для исполнения гагаку использовались элегантные и богато украшенные тайко таких типов как: какко, сан-но-цузуми, дадайко и др.

-5

San-no-tsuzumi. Имеет вид песочных часов, лежащих на боку. Стороны металлического корпуса обтянуты кожей, середина корпуса вогнута. Играют палочкой, реже - ладонями. В ансамблевой игре определяет скорость музыки и её ритм. Исполнитель на этом инструменте часто берет на себя роль руководителя ансамбля.

Одиночный тайко входит в состав группы инструментов, сопровождающих представления театров Но и Кабуки.

Отдельного упоминания заслуживают гигантские барабаны, ведь любой уважающий себя ансамбль должен иметь как минимум один такой о-дайко. Некоторые из них настолько огромны, что попросту не поддаются перевозке. Такие экземпляры изготовлены из деревьев, которым уже больше сотни лет, поэтому они хранятся в храмах и святынях. Например, самый большой барабан, согласно книге рекордов Гиннеса, находится в городе Цудзуреко. Если уж говорить точнее, то там есть сразу два гиганта: один — диаметром 3,71 метра и весом 3 тонны 1986 года и второй — диаметром 4,52 метра и весом 3,5 тонны 1992 года. Местные жители играют на них во время праздников и фестивалей, а в остальное время эти титаны находятся на хранении "Музея Большого Барабана" (The Great Drum Museum), в коллекции которого уже более 150 экспонатов со всего мира.

Барабаны установлены в храмах и святилищах, но звучание целой группы тайко - это нечто особенное.

Обычные барабаны могут быть сделаны из нескольких кусков дерева, но тайко - необычные барабаны, каждый вырезается из сплошного ствола векового дерева, а лучшие тайко получаются из разновидности японского вяза под названием дзельква пильчатая. Древесина дзельквы даёт совершенно уникальный звук, красивый и удивительный. Для большого барабана нужно большое дерево, и это значит, что оно должно быть, как минимум, двухсотлетним.

На тайко играют палочками (бати, bachi), за исключением коцудзуми (kotsuzumi) и оцудзуми (ootsuzumi) - небольших барабанов из вишнёвого дерева, на которых играют пальцами.

РАЗНОВИДНОСТИ ТАЙКО
Тайко подразделяются на категории в зависимости от конструкции.

О-дайко или да-тайко (dataiko). Это самый большой барабан (да означает «большой»).

Следующим по величине инструментом является тайко (taiko).

-6

Тайко подразделяются на категории в зависимости от конструкции. Бё-ути дайко (byou-uchi daiko, 鋲撃ち太鼓) имеет жёсткую конструкцию – мембраны барабана жёстко скреплены с корпусом, а в случае с цукусимэ-дайко (tsukushime-daiko, 付締め太鼓) они нашиты на железные кольца, которыми обтянут барабан и которые соединены друг с другом шнурами – таким образом можно осуществить настройку барабана. Бё-ути дайко, как правило, вырезается из цельного куска дерева, предпочтительно из древесины кэяки из-за её плотности и красивого рисунка.

Типичным бё-ути дайко является нагадо-дайко (nagado-daiko, 長胴太鼓), имеющий длинный корпус. Нагадо-дайко по форме напоминает бочонок и может настраиваться. Также на этом барабане могут играть несколько исполнителей.

-7

В настоящее время словом «тайко» принято также называть групповую игру барабанщиков куми-дайко (kumi-daiko). Их представления выражают дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм. Визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Ката (формализованная последовательность движений, связанных с принципами ведения поединка с воображаемым противником) составляет неотделимую часть игры на тайко и исходит из обычаев придворных представлений.

Современный стиль игры на тайко сформировался в начале пятидесятых годов прошлого века и стал пользоваться в Японии большой популярностью.

Считается, что современные тайко начал делать первым Дайхати Огути (Daihachi Oguchi) в 1951 г. Ему приписывается создание первого фактического ансамбля-тайко, который положил начало популярности современных спектаклей барабанщиков.

Практически все ансамбли-тайко играют исключительно на ударных инструментах, но есть и исключения. Помимо барабанов исполнители в ансамбле также могут играть на бива, кото и сямисэне. Из духовых инструментов самыми популярными являются сякухати и синобуэ.

В 1959 году была создана первая крупнейшая шоу-группа исполнителей на тайко: edo Sukeroku Daiko. Сегодня она является старейшей тайко-группой Японии. Они начинали карьеру как фестивальные исполнители, но благодаря уникальной хореографии, стали получать приглашения на крупные концертные площадки. Группа edo Sukeroku Daiko, а особенно её бессменный лидер Сэйдо Кобаяши, способствовали развитию японской барабанной музыки и вывели её из поля религии.

В 1969 году на острове Садо сформировался коллектив Za Ondekoza. Создатель Тагаясу Дэн создал коммуну, в которую приглашались молодые люди со всей Японии. Вдали от городской суеты, соблюдая диету и строгую физическую подготовку, они обучались музыкальному искусству. Группа была настолько необычной и впечатляющей, что в 1975 году их пригласили выступить на Бостонском марафоне. В 1981 году коллектив раскололся. Тагаясу Дэн создал одноимённую группу, но с новыми участниками, а один из исполнителей, Эйтэцу Хаяси, сформировал коллектив Kodo.

Kodo — самый известный ансамбль тайко, путешествующий по всему миру. Музыканты проживают совместно. Создатель группы — воспитанник коммуны Za Ondekoza, который ещё до формирования собственного коллектива знал о необходимости проведения изнуряющих репетиций и выстраивании системы физических упражнений. Тренировки барабанщиков включают основы боевых искусств, забеги на длинные дистанции и хореографию. Kodo — первая тайко-группа, которая стала сотрудничать с другими музыкальными исполнителями.

Yamato - появился в уже далеком 1993 году и был основан японцем по имени Маса Огава. Именно он способствовал популяризации ансамбля и его известности за пределами своей страны. Первое кругосветное путешествие с десятками концертов коллектив совершил в 1998 году. Уже тогда они получали множество музыкальных наград и оглушительные овации от публики. С тех пор они объехали более пятидесяти стран и дали порядка 2500 представлений

Статья о Стивене Сигале и его видении пути гитариста и вокалиста

Гитарные рифы Стивена Сигала
Ken is LIFE !18 июня 2023

Продолжение следует...