Найти в Дзене
Русское письмо

Куда подевались интернационалисты?

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Возможно, Вы мне скажете: туда же, куда делся Третий интернационал!

Будете правы, но не совсем.

Часто пишут, что коммунисты Хрущёв и Брежнев, уверенной рукой направляющие мир к победе в войне с буржуазией, были этническими украинцами, а в паспорте писали - русский! Как так?

Ответ Вы легко найдёте у В.Ленина, который призывал рассматривать нации и народности, как эксплуатируемые и эксплуатирующие. По этому признаку вопрос национальности считался хоть и важным, но второстепенным в разрезе основного тренда времени - классовой борьбы.

Соответственно, большевики всегда старались объяснить разные движухи, инспирируемые вовне, вроде войн и революций борьбой с мировым империализмом. В свою очередь, затевая какую-нибудь пакость, комми спешили объявить об интернациональном долге, касалось ли это Африки, Азии или Латинской Америке, не считая, конечно европейского пространства!

Как правило, задача открытой или завуалированной агрессии или экспансии выставлялась в качестве братской помощи или интернациональной солидарности. Принесённый на штыках в Европу социализм выразился в создании эпигонов, так называемых странах социалистического лагеря. Созданный таким образом тамбур преследовал одну цель: попытаться создать национальные государства, противостоящие Западу.

Такая демагогия работала вплоть до падения режима и вполне одобрялась большинством советского народа, который, впрочем, привык был одобрять любую чушь, втюхиваемую ему коммунистами, твёрдо понимая последствия любого несогласия.

Национальный вопрос, стоящий перед советской властью, никогда серьёзно не брался в расчёт, ровно как и проблемы, связанные с вероисповеданием, для вида в республиках секретарём компартии назначался представитель коренного народа, но КГБ и Армия всегда оставались в русских руках. Принцип "разделяй и властвуй" отлично ложился в канву показного интернационализма и внешне всё выглядело отлично, вплоть до конца 80-х годов, когда почувствовав слабину центральной власти, местные "царьки" стали разжигать ненависть к русскому населению, оказавшемуся беззащитным на этих территориях.

Местные почвы восприняли это как сигнал в возрождению национального и религиозного духа, максимально радикализируя отношения внутри своих территорий.

Распад на составляющие привёл к процессам, которые хоть и оформились, но окончательно не утвердились даже сегодня, за исключением Прибалтики, в силу хозяйственных связей, интеграции и просто семейных и бытовых отношений. Славянская составляющая советского когломерата всегда считалась доминирующей в межнациональных отношениях, хотя традиционно имела противоречия в средах кацапов, хохлов и бульбашей.

На уровне простых людей это не выглядело серьёзно, да и не было, за исключением украинского сепаратизма и ранее среднеазиатского байского сопротивления, чем-то опасным, по крайней мере после уничтожения последних остатков униатов, не принявших советскую власть, картинка волне соответствовала политике центра.

А вот на уровне Политбюро и ЦК страсти разгорались не на шутку, но за этим внимательно наблюдало КГБ, регулируя и пресекая любые попытки обособления. В целом, выстроенный конценсус, работал штатно и мы не наблюдали после войны никакого раскола или фракционности.Период руководства Хрущёва и Брежнева трудно назвать перекосом в сторону Украины, даже "подарок" Хрущёва - Крым, особых прямых угроз не нёс. Но это как всегда у большевиков: спрятать долгоиграющую проблему, чтобы не разбираться с ней здесь и сейчас. Но проблемы выстреливают и последствия дают себя знать, а когда всё устройство Союза выглядит именно так, то ждать хорошего не приходится. Вернее так: остаётся только дождаться спонтанного разрешения глубинных конфликтов и это вопрос не рукотворный, не вопрос персоналий, как пытаются утверждать люди из числа фанатов СССР.

Интернационализм или глобализм? Ленинизм или Троцкизм?

Эти, вроде бы ушедшие в лету, сравнения по прежнему, как мы видим из событий последнего времени, остаются актуальными, мало того, замалчивание их привело к высвобождению энергии великорусского шовинизма, до этого сдерживаемой псевдо интернационализмом.

Заняв в повестке центральное место проект "Русский мир" словно бы возвращает нас на век назад, когда, пусть с некоторым опозданием по сравнению с Европой, национальные интересы, способы их защиты и методы распространения пытались получить оптимальное решение.

Кто-то скажет, что это искусственно созданная коллизия, что это устаревший подход, что направлен он преимущественно на решение текущих геополитических задач, но, представляется, национальные и интернациональные дрязги человечество всегда держит в запасе, чтобы было чем заниматься политикам.