Найти тему

Здесь будет город-сад

Малоизвестная страница истории курорта Форос

Автор - Андрей Карагодин, д. и. н. (МГУ, Москва)

Как писал великий русский историк и поэт Николай Карамзин, «ничто не ново под луною». В 1915 году в Таврическом дворце в Петрограде собрался Съезд по улучшению отечественных лечебных местностей, который был призван собрать мнения по актуальнейшему вопросу: предоставления в будущем русским людям, прежде, до начала Первой мировой войны, отправлявшихся для лечения за границу, новых возможностей пользования русскими курортами.

По итогам съезда было создано Русское общество туризма и отчизноведения, поставившее своей целью «распространение любви к путешествиям по России и интереса к ее познанию в широких кругах населения». «Немало между нами таких лиц, которые исходили все Альпы, посетили все интересные местности Италии и в то же время совсем не знают Кавказа, Урала, а тем паче Сибири и наших среднеазиатских владений. Не пора ли, однако, этому положить предел?» – гласила преамбула к проекту Устава. По приведенным там же подсчетам, «от 100 до 200 миллионов рублей в год, золотой поток из году в год шел в пользу иностранцев и в ущерб финансовым и экономическим интересам русского народа. Такая добровольная дань чужеземцам, наверное, во много раз превышала ту, которую наши предки некогда выплачивали татарским ханам и баскакам».

А еще через два года, в 1917-м, в Москве в типографии А. И. Мамонтова на Арбате была отпечатана брошюра под броским названием «Курорт и город-сад Форос».

Брошюра «Курорт и город-сад Форос»
Брошюра «Курорт и город-сад Форос»

Согласно ее тексту, «роскошное частновладельческое имение Форос на Южном берегу Крыма в течение пятнадцати последних лет специально и систематически подготовлялось для устройства образцового курорта и в связи с последним, единственного по красоте расположения и благоустройства города-сада. Марта 9-го дня 1916 г. состоялась торжественная закладка форосского курорта по одобренному правительственной властью и общественными учреждениями и утвержденному ими плану. Военные и внутренние события не позволили немедленно, вслед за утверждением плана, оформить купчие крепости на продажу разбитых в Форосе участков, хотя желающих приобрести таковые, по предварительной записи, оказалось более ста человек, на сумму более 41/2 миллионов рублей. В настоящее же время, благодаря многим причинам, вызванным государственным переворотом, наступает момент, когда идея устройства образцового курорта и единственного по красоте города-сада может быть быстро осуществлена».

Идея города-сада стала популярной в России еще до войны, в 1911 году, когда перевели книгу англичанина Эбенизера Говарда «Города-сады будущего». Но именно война сделала ее необычайно актуальной, закрыв возможность отдыхать за границей и тем самым открыв окно возможностей для стремительного скачка вперед русских курортов. Одним из главных пропагандистов и энтузиастов этого скачка и стал владелец Фороса Григорий Ушков.

Имение Форос досталось ему от родственников. У купца Александра Кузнецова, внука «чайного короля России» Алексея Семеновича Губкина, были неограниченные финансовые возможности, но слабое здоровье — он болел туберкулезом и по совету врачей по несколько месяцев в году проводил в окрестностях Ниццы, где снимал особняки. Устав ездить за границу, он решил купить землю на Южном берегу Крыма. Выбрал участок со старым, заложенным еще во времена Потемкина парком, для реконструкции и улучшения которого пригласил ученого директора Императорского ботанического сада в Петербурге, автора популярного в те годы справочника «Изящное садоводство» Эдуарда Регеля. Вся садовая мебель была выписана из Европы, так же как и убранство внешне простого, добротного особняка, построенного петербургской фирмой инженеров братьев Тарасовых. На скале над Форосом в 1892 году был воздвигнут знаменитый ныне храм в честь спасения императорской семьи при крушении поезда в Борках (архитектор Николай Чагин), а на рейде стояла паровая яхта Кузнецова «Форос» —одна из самых больших в Европе.

Церковь в Форосе. Открытка 1920-х гг.
Церковь в Форосе. Открытка 1920-х гг.

Кузнецов умер в возрасте 39 лет, и имение Форос перешло к его сестре, которая была замужем за Константином Ушковым, владельцем химических заводов. В итоге хозяином имения стал их сын Григорий. Решив, что имение на Южном берегу обязано приумножать деньги, он перестроил особняк под фешенебельный отель, рядом возвел конюшню и ипподром и вообще имел далеко идущие планы на всю остальную территорию. В 1916 году ялтинская пресса сообщала: «Ушков устраивает огромный курорт, создание которого будет стоить около 6 млн. руб. Здесь будет город-сад с гостиницами, санаториями. Часть имения будет разбита на участки, которые будут продаваться частным лицам для застройки».

 Ипподром в Форосе Г.Ушкова
Ипподром в Форосе Г.Ушкова

А сам Ушков в уже известной нам брошюре сообщал далее: «Идея устройства европейски оборудованного курорта в связи с устройством вокруг него дачного поселка на культурных основаниях возникла еще в 1902 году и совершенно случайно совпала с получившей большую известность в последнее время идеей англичанина Эб. Говарда об устройстве городов-садов. Правда, город-сад Форос благодаря местным условиям будет неизмеримо красивее и роскошнее городов садов, основанных под влиянием идеи Говарда не только в Англии, но где бы то ни было. Следует предоставить каждому будущему жителю города-сада Форос возможность иметь, правда небольшую, но земельную собственность, не с целью наживы, эксплуатации или перепродажи, а с целью обустройства домашнего очага, как это англичане и американцы подозревают под словом home, где бы никто и ничто не нарушало покоя его обитателей... Будущий житель города-сада Форос мог бы пользоваться не только благами природы, но и благами современной культуры, и притом за цену доступную не только исключительным богачам, а обыкновенным интеллигентным лицам, понимающим смысл в современных приобретениях науки и культуры, облегчающих, украшающих и облагораживающих жизнь».

Что интересно, преимущества будущего города-сада рекламировались на контрасте с недостатками существующей застройки Южного берега: имение «не испорчено предшествующими, неумелыми предпринимателями, как это, к сожалению, нужно констатировать в отношении почти всех местностей Южного берега Крыма, например, в Ялте, благодаря которым в каких-нибудь 30 лет последняя превратилась из красивой дачной местности в славящийся своей грязью и антисанитарией обыкновенный уездный городок, метко прозванный всероссийской плевательницей». Для этого на покупателей участка накладывались обязательства - к примеру, «обязательный приступ к застройке участка, приведению его в порядок и подготовка к обязательной посадке растений в палисадник спустя год после покупки или в случае неокончания войны в 1917 г. год спустя после прекращения военных действий».

Больше половины рекламного проспекта - с 39 по 90 страницы – занимает краткое описание каждого из выставленных на продажу участков. Всего, как видно из проспекта, было подготовлено к продаже 200 участков, от 12 до 200 р. за кв саж. Желающим приобрести участок предлагалось уведомить контору курорта, прислав заполненным приложенный к проспекту бланк, а дождавшись от конторы подтверждения – перевести в недельный срок в виде задатка 25 процентов стоимости участка на текущий счет Г. К. Ушкова в Азовско-Донском банке. «Нужно помнить, - заключает рекламный проспект – что благодаря падению курса рубля возможность найти дешевый, спокойный и уютный приют за границей будет почти совершенно исключена на много лет. Поэтому волей неволей, всем культурным людям в России приходится искать мест, где можно было бы устроить свою жизнь более спокойно и комфортабельно, чем в существующих больших и малых центрах и пригородных дачных местностях».

И еще один важный момент: залогом успеха своей затеи Ушков считал строительство Южнобережной железной дороги от Севастополя к Ялте со станцией в Форосе (а также Балаклаве, Батилимане и Ласпи). Он выдержал изнурительную борьбу с конкурентами (в первую очередь авторами альтернативного маршрута от Бахчисарая на Ялту с двумя ответвлениями в Симеиз и в Алушту), и добился высочайшего одобрения именно своего проекта.

Г. К. Ушков. Пояснительная записка к проекту железной дороги Севастополь-Ялта. 1910 г.
Г. К. Ушков. Пояснительная записка к проекту железной дороги Севастополь-Ялта. 1910 г.

Увы, революция и гражданская война поставили крест на амбициозных замыслах Ушкова.

-5

Заготовленные для Южнобережной дороги рельсы будут использованы для устройства путей для бронепоездов Врангеля, но и они не спасут последний осколок императорской России. Ушков эмигрировал в Константинополь и скончался в Афинах в 1929 году, а в его бывшем имении устроили санаторий ЦИК «Форос», который, меняя собственников, существует и по сей день – вполне процветая по заветам Потемкина, Кузнецова и Ушкова. Сегодня огромная территория санатория и правда похожа на город-сад: ведь «ничто не ново под луной».