Найти в Дзене
Союз НКО

Специалисты в НКО – какие они?

В мае 2023 года мы в партнерстве с НП «СпортАртлайн» успешно завершили работу над проектом «Траектория развития» по организации стажировок начинающих специалистов в НКО. Напомним, что проект реализовывался при поддержке грантов мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Мы помогли более 20 начинающим специалистам попробовать свои силы в новой профессии в качестве стажеров в 15 НКО. Таким образом, некоммерческие организации получили помощников-энтузиастов, а начинающие специалисты наработали опыт и портфолио.

Важную роль в успехе стажировки и адаптации на новом месте работы играет наставник, опытный специалист, который помогает стажеру / новому сотруднику научиться применять на практике полученные умения и знания. И самая эффективная поддержка начинающего специалиста – диалог с опытным человеком. Мы подготовили для вас интервью с представителями разных профессий в НКО, которые поделились с нами историей о старте своей карьеры.

О своей работе рассказал Владимир Коркунов. Он является руководителем проектов по связям с общественностью Благотворительного Фонда «Со-единение».

Владимир Коркунов, руководитель проектов по связям с общественностью Благотворительного Фонда «Со-единение»
Владимир Коркунов, руководитель проектов по связям с общественностью Благотворительного Фонда «Со-единение»

— Владимир, что вам помогло успешно адаптироваться на новом месте работы в фонде?

— У меня большой опыт работы в журналистике и в сфере коммуникаций, от региональной прессы и пресс-центра до глянца и федеральных телеканалов. Также у меня был навык организации мероприятий, что тоже пригодилось на самом старте. 

— Как проходила ваша адаптация в фонде?

— Очень легко. Коллектив принял меня прекрасно. Для благотворительного фонда важны человечность и эмпатия, желание помогать, и мы их используем, когда общаемся друг с другом. А ещё легче адаптация прошла из-за моего интереса к миру слепоглухих людей. Мне хотелось познать, понять их мир, стать его частью. Хочется верить, что мне это удалось.

— Каковы ваши обязанности в фонде «Со-единение»?

— Самые разные — от подготовки текстов, связанных с деятельностью фонда (посты в соцсети, статьи или годовой отчёт; редактура текстов коллег), до организации активностей и мероприятий, лекций на тему слепоглухоты. Также я помогаю готовить единственный в России журнал для слепоглухих людей «Ваш собеседник» — в этом году ему исполняется 20 лет. Все эти годы его редактирует Наталья Борисовна Кремнёва, слепоглухой человек.

— Какие открытия вы сделали для себя после начала работы в фонде?

— При знакомстве с жизнью слепоглухих появляется много открытий. После проведения мероприятий возникает мысль «как человек, который не видит и не слышит, может создавать не только литературный текст, но и, например, рисовать или мастерить изделия из дерева?». Очень многое меняется, когда понимаешь, что слепоглухие люди — такие же, как все остальные. Что разделение на они и мы на самом деле выдуманное. Просто по отношению к некоторым нужно проявлять больше терпения.

— Поделитесь своими наблюдениями: чем работа специалиста по связям с общественностью в благотворительном фонде отличается от такой же работы в коммерческом секторе? 

— В издательстве во главу угла ставится извлечение прибыли, заработок НА тех, кто обращается к ним, то в благотворительном фонде важно зарабатывать ДЛЯ тех, с кем работает благотворительный фонд, а это совершенно разные подходы. В коммерческом секторе важно что-то продать, а в некоммерческом — вдохновить и привлечь средства. Потому и термины разные. В НКО это называется фандрайзинг. В НКО вначале надо рассказать о фонде и подопечных, а потом внедрять фандрайзинговые инструменты. Мы не можем помочь тому, о ком не знаем. Поэтому работа специалиста по связям с общественностью во многом заключается в том, чтобы разными способами, на разных площадках рассказывать об организации и подопечных, вести просветительскую и в какой-то мере миссионерскую деятельность. Люди как минимум будут знать, кто такие слепоглухие люди, что они есть, они рядом с нами и у них особые потребности. 

— Как проходит профессиональное обучение сотрудников вашей организации: вы занимаетесь самообучением или сотрудники фонда помогают вам в освоении новых умений?

— В нашем фонде прекрасно развита система взаимоподдержки. Конечно, я могу не знать нюансы реабилитации слепоглухих людей, могу путаться в законах, могу иметь пробелы в особенностях работы наших отделений в регионах (а у нас развитая система досуговых центров и, например, театральных школ), могу не понимать, как устроены инновационные гаджеты. Коллеги всегда придут на помощь, подскажут, объяснят, проверят текст, в котором я не уверен. Это придаёт спокойствие, ты не боишься остаться один на один с проблемой. Ты знаешь, что можно обратиться к любому коллеге: от исполнительно директора до менеджера, решающего конкретные задачи.

Также периодически мы проходим обучение, и это тоже отличное подспорье в работе. Я дважды был на курсах повышения квалификации — вначале по SMM, затем по менеджменту проектов.

— Что вас вдохновляет в работе в фонде?

— Главное: это сама возможность помогать. Невозможно всю жизнь что-то делать только для себя. В какой-то момент ты понимаешь, что тебе нужно отдавать — и это придаёт твоей жизни новый, подчас больший, смысл.

И, конечно, вдохновляет сама атмосфера в фонде. Я ощущаю фонд как некую вторую семью, второй дом. Конечно, я понимаю, что мы приходим в фонд не дружить, а работать. Но у нас удивительным образом получается и то, и другое.

— Дайте, пожалуйста, три совета молодым специалистам по связям с общественностью, которые хотят начать путь в НКО.

— 1. Прислушаться к себе и своим потребностям: что вы хотите больше, брать или отдавать? Если у вас нет желания погрузиться в потребности подопечных, ощутить особую миссию, то лучше отложить это начинание.

2. Понимать, что каждое написанное вами слово, каждый подготовленный с партнёрами материал, каждый кросспостинг, каждый проект отражаются на судьбах ваших подопечных. Чем больше людей о них знают, тем больше могут захотеть помочь. А значит больше средств получит фонд и тем больше жизней удастся изменить. Вы всегда должны как минимум попытаться взглянуть на вашу работу другими глазами — тех, на кого ориентирована та или иная активность.

3. Изучать свои компетенции, не стесняться спрашивать совета у коллег и, конечно, вникать в сферу деятельности фонда. Знаний мало не бывает. 

Поделиться историей своей работы в НКО также согласилась Мария Астахова, координатор благотворительных программ, Свято-Софийского социального дома.

Мария Астахова, координатор благотворительных программ, Свято-Софийского социального дома.
Мария Астахова, координатор благотворительных программ, Свято-Софийского социального дома.

— Мария, как долго вы работаете в Свято-софийском социальном доме и почему вы выбрали работу в этой организации?

— До 2016 года я не знала почти ничего про благотворительные и некоммерческие организации. Но потом поменялся график на работе, освободилось вечернее время. Я стала ходить в Сретенский монастырь на евангельские беседы для молодежи, где узнала про ежегодный благотворительный праздник “Белый цветок”, который проводит православная служба «Милосердие». Вместе со знакомыми мы решили в нем участвовать: проводить мастер-классы и создавать изделия, которые потом продавали на празднике. 

На следующий год меня снова пригласили участвовать в «Белом цветке». Я, как волонтер, собирала изделия для продажи на ярмарке и стала вести страницу праздника в социальных сетях.

В это же время я узнала о благотворительной спортивной акции «Милосердие на бегу». В этом благозабеге решила участвовать моя знакомая – бежать в поддержку Свято-Софийского социального дома службы «Милосердие» («Домик»). И на следующий год я уже решила присоединиться к забегу и бежать в поддержку Домика, собирая необходимые средства.

Тогда же на волонтерских началах я стала вести соцсети акции «Милосердие на бегу». Рассказывала о том, как участвовать и кому помогать, общалась с бегунами. В общем, помогала информационно. Была и участником, и почти соорганизатором. 

А потом, когда познакомилась с «Домиком» поближе, с ребятами, с людьми, которые там работают, то попросилась к ним на работу. Сначала вела соцсети, а потом захотела чего-то нового. Так в 2019 году меня взяли на должность координатора благотворительных программ.

Свято-Софийский социальный дом или просто Домик – уникальный проект службы помощи «Милосердие», где работают удивительные люди с добрыми и любящими сердцами и живут счастливые люди. 

— Расскажите, пожалуйста, немного о Домике

— Домик основан на поддержке, доверии и принятии особенностей каждого. На сегодняшний день в Домике проживает 19 человек с тяжелыми нарушениями развития, у которых нет собственной семьи, для которых сотрудники – воспитатели, дефектолог, социальный работник, специалист по развитию движения, специалист по развитию коммуникативных навыков – стремятся создать условия, способствующие максимальному развитию каждого воспитанника в меру его возможностей.

В Домике жизнь организована по семейному типу, ребята окружены любовью и вниманием. У каждого есть близкий взрослый и возможности для полноценного развития, для познания себя и окружающего мира. Ребята регулярно участвуют в развивающих занятиях, обучаются плаванию и танцам, занимаются со специалистами, посещают музеи, сенсорные спектакли, инклюзивные мероприятия и многое другое. Благодаря такому подходу, они делают невероятные успехи: те, кто еще совсем недавно только лежал в кровати с бортиками, сегодня учатся в образовательных учреждениях, трудятся в творческой мастерской, играют в спектаклях. Но самое главное, они смогли стать более уверенными в себе и самостоятельными, осознать ценность собственной жизни. Они поверили взрослым и наконец почувствовали себя в безопасности.

— Были ли у вас сложности с работой, когда вы начали работать в Домике?

— В Домике работают прекрасные люди, мне повезло с коллегами, поэтому сложностей не возникало. Мы вместе прорабатывали идеи и планы их реализации, думая об общей цели - помощи особым воспитанникам Домика. И сейчас стараемся работать как слаженный механизм. От работы каждого много зависит, т.к. команда у нас небольшая, и важно, чтобы все было вовремя сделано. 

Каковы ваши обязанности в организации?

— Свято-Софийский социальный дом - негосударственная некоммерческая организация, и существует только благодаря поддержке неравнодушных людей.

Я работаю координатором благотворительных программ. Организую различные фандрайзинговые мероприятия для Домика, например, благотворительные концерты, лекции, маркеты, различные акции, привлекаю людей для добрых дел или другими словами, помогаю людям помогать.

Поделитесь своими наблюдениями: чем работа координатора проектов в НКО отличается от такой же работы в коммерческом секторе? 

— Да, с удовольствием, так как параллельно работаю в коммерческой организации и совмещаю две работы. Отличается скорее всего мотивацией, смыслами. Я знаю, что моя работа не бесполезна, что от ее результата зависят очень много людей, как и другие сотрудники организации, так и подопечные ребята. А еще я вижу, как ребята растут и развиваются, как меняется их жизнь в лучшую сторону и понимаю, что все, что мы делаем - это не зря. 

— Требуются ли в социальном секторе уникальные компетенции?

— Думаю, да, но не уникальные, а просто человеческие качества, такие как чуткость, сострадание, неравнодушие, внимание, забота и ответственность.

— Что самое сложное для вас в процессе создания, реализации и контроля социальных проектов

Иногда, после проделанной большой работы, мне сложно услышать отказ. В такие моменты опускаются руки и появляется разочарование в людях. Но потом обязательно кто-то откликается на просьбу сам или предлагает провести совместную благотворительную акцию, и моя вера в людей возвращается. 

Есть ли у вас рекомендации по решению таких трудностей?

— Я уверена, что доброе начало есть в каждом человеке, главное, дать возможность ему раскрыться. Не забывать верить в хорошее в людях. А еще важна поддержка коллег!

Что вас вдохновляет в работе в Домике?

— Вдохновляет, когда я вижу, что люди с радостью откликаются, помогают и поддерживают Домик, а ребята Домика продолжают жить обычной жизнью и развиваться.

Дайте, пожалуйста, три совета молодым координаторам проектов, которые хотят начать путь в НКО

— 1. Помнить, что Вы делаете важное и нужное дело по решению сложных социальных проблем.

2. Вы приглашаете других людей присоединиться к решению очень сложной проблемы, а иногда и беды, к изменениям чьих-то жизней, к тому, что будет иметь смысл и через много лет.

3. Верьте в доброе начало в каждом человеке и пробуйте его раскрыть.