Найти тему
Между делом

Эх, «Фишер»

Оглавление

Я редко смотрю новинки киноиндустрии вовремя. Особенно, если это сериал. Так же получилось и с сериалом «Фишер», который вышел аж 8 февраля 2023 года.

Первую серию я включила 19 июня и только потому, что мне предстояла долгая дорога. Я просто не нашлась, что ещё такого можно посмотреть из последнего.

Итак, если взглянуть на сериал в целом, так сказать, издалека, то кажется, что он довольно неплохой! Выдержанная атмосфера, которая становится всё более напряжённой с каждой последующей серией, мрачные тона, хорошая стилистика и отличный актёрский состав. Но вот если подойти к этой картине поближе, то в глаза начинают бросаться все косяки, ляпы и недочёты.

Сначала

Когда я училась в театральном и нам разрешили брать отрывки из классики для мини-постановок, педагог сразу оговорился: не брать Островского! Почему? Потому что у Островского своеобразный язык, очень непривычный для современного человека. Не брали мы и Чехова, т.к. его персонажи тоже общались довольно своеобразно, а иногда имели ещё и специфический говор. Задача актёра сделать так, чтобы всё выглядело естественно. Особенно речь. С ней нужно было, что называется, срастись, создать ощущение, будто всю свою жизнь ты только так и говорил. Акцент, говор, просторечия и т.д. – естественность превыше всего! Добиться этого не так-то и просто. Сложно естественно говорить слова, которые только вчера впервые прочитал. А уж о говоре или акценте я вообще молчу. Можно услышать акцент сотни раз, но без должного количества репетиций и работ – грош тому цена.

И вот тут первый косяк, который бросился мне в уши с первых минут и раздражал до последних. К сожалению, у Янковского не получилось создать легендарный ростовский говор. Особенно это заметно тем, кто хотя бы раз в жизни общался с ростовчанами. Нужно очень много работать, чтобы эти шоканья и гэканья звучали убедительно, просторечные слова (типа обожди, погодь, покеж) вылетали изо рта так, будто всегда там были. Если нет этой естественности, то лучше эту черту вообще убрать и не позориться. Иногда мне даже казалось, что это указание режиссёра мешало Янковскому нормально работать.

Хороший пример идеального говора есть в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Евгений Ткачук до того сросся с одесским акцентом и еврейским говором, что до сих пор, где бы я его не встречала, жду, что он будет говорить именно так. При том, что бОльшая часть актёров в сериале говорили почти без акцента и говора. И это было ок, лучше так.

Кадр из сериала. Источник: https://www.film.ru/
Кадр из сериала. Источник: https://www.film.ru/

Потом

Линия Бортич меня разочаровала. По задумке (по крайней мере, мне так кажется), это должная была быть эдакая современная женщина, сильная, волевая, не боящаяся ничего и никого. Она даже от темнокожей дочки не отказалась, наплевав на осуждение! Жаль, но на дочке закончилась вся её сила духа. Её феминистическая линия была смешной и даже глуповатой. К моменту приезда Бокова, у Добровольской не было готово ничего по новому делу, да и потом пользы она приносила не то чтобы очень много и всё – чистая случайность, а не результат интеллектуальной деятельности.

А дети?

Работа с детьми на площадке – одна из самых сложных. Внимание у ребятишек быстро рассеивается, могут что-то забыть, да и игрового опыта, понятное дело, не так уж много. Тут вся ответственность ложится на режиссёра. Игорь Мальцев видит мужчину, который несёт на руках тело мальчика, всего залитого кровью и бежит домой к родителям. Родители с переигрыванием и театральными вздохами пареньку не верят. Мне сразу бросилось в глаза, как у паренька нет никакой реакции на то, что мама с папой ему не верят. Вообще никакой реакции. Случись такое впервые, было бы удивление, а повторись это уже не в первый раз – уныние. (Это, кстати, касается и Сниткиной с Гилевым, играющих родителей, но это взрослые актёры, чьи провалы лежат только на них самих.) У мальчика не было ничего. Он делал то, что ему сказали – изображал шок. Да и текст мальчишке написан из рук вон плохо. Стоит только послушать, что он пишет в свой личный дневник. Я хоть и не жила в 86 году, но могу с уверенностью сказать, что язык для простого мальчика слишком литературный. Как и внезапно возникшее стремление рассказать правду. Наспех сделали сцену, в которой папа рассказывает о том, что журналисты говорят правду, правду и ничего кроме правды – этого стало достаточно для угрызений совести. Маловато будет. Ни тебе личных примеров, ни раскрытия вопроса о том, часто ли Игорь так врал. А какая глубокая могла бы быть история страха Игоря за Лаваля, подталкивающая его продолжать врать. Всё быстро и наспех, время-то идёт.

Кадр из сериала. Источник: 74.ru
Кадр из сериала. Источник: 74.ru

А что ещё?

Введено слишком много линий и это опасно. Вообще, я считаю, что только истинный мастер способен вести сразу несколько сюжетных линий, несколько тем и лейтмотивов. Взгляните на «Криминальное чтиво» - это гениально в плане ведения нескольких сюжетов одновременно и все они доведены до конца. А вот когда за дело берутся не такие хорошие мастера, то в конце остаётся столько же вопросов, сколько было в начале. Опять-таки, в театральном нас учили: если в первом акте на стене висит ружье, в последнем акте – оно выстрелит. То есть, все сюжетные линии должны быть доведены до конца, логического разрешения или же объяснения. Не будь этого правила, детективы вообще не существовали бы! Весь фильм/сериал зритель тонет в вопросах и непонимании происходящего и только в конце ему объясняют, в чём же было дело и где зарыта собака.

В «Фишере» ответ был только один – убийца. Дали намёк на то, что он боялся матери, но и всё. Нет, ребята, так делать нельзя! Должна быть рассказана история этого человека или же его психологический портрет для полноты понимания его намерений.

Что он делает?

Про действия маньяка и их логику я вообще молчу.

Начать хотя бы с Лаваля, которого так мастерски подставлял Фишер. Мотива мы так и не узнали. Почему он решил подставить именно его? А голова зайца с серьгой, пришитая к тему мальчика? Шок-контент есть, а объяснений ему – нет. В итоге, только по личности Фишера в конце сериала вопросов остаётся предостаточно.

Кадр из сериала. Источник: https://2datyvyhoda.ru
Кадр из сериала. Источник: https://2datyvyhoda.ru

А вот ещё: изначально Боков приехал в Москву потому, что действия Фишера напоминали ростовского маньяка, которого Боков никак не мог поймать. Его задача была проста: понять, ростовский это маньяк или нет. Ответа мы так и не получили, а задачи Бокова уже через серию резко изменились. Ростовский убийца оказался не таким важным, как московский.

Хочется так же указать и на невнимательность создателей к деталям. То у них резус-фактор крови меняется буквально через минуту, то слышно звук плача мальчика, а его лицо спокойное и многое-многое другое. Это раздражает и наталкивает на мысль, что меня, зрителя, за дурака держат.

В сериале много суеты, порой даже ничего не понятно, из-за чего теряется суть. Создаётся впечатление, будто историю рассказывает ребёнок, путающийся в повествовании, боящийся забыть самое главное и на ходу забывший, о чём вообще рассказывал.

Наверно, в задумке было что-то среднее между «Молчанием ягнят», «Настоящим детективом» и «Зодиаком», но получилось как всегда. Выскажу ещё одну последнюю мысль: реальная история использовалась только для привлечения аудитории. Наш народ любит подобный контент. Однако, количество ошибок и недоделок превращают эту работу в простую халтуру ради денег, лишённую смыслов, идей и реальности (с которой, кстати, сериал тоже расходится и не стыкуется, но с горем пополам на это можно закрыть глаза и списать это на художественное допущение).

#кинообзор