Коммуникация – это древний процесс, который возник и развивался по мере становления человечества. Об изменениях коммуникационной среды в последние десятилетия и о возникновении блоггерства читайте в материале Дарии Жигановой, студентки-социолога кафедры СиСТ ЧГУ.
Рождение блоггинга
Корни блоггинга можно найти в 1994 году, когда американский студент по имени Джастин Холл начал выкладывать журналистские материалы в свой онлайн-дневник. Это начинание принесло ему титул "отца-основателя личных блогов".
Впоследствии, в 1997 году, Джон Бергер, редактор онлайн-дневника "Robot Wisdom", ввел термин "веб-блог" для описания своего веб-дневника. Фраза "мы ведем блог"( weblogе - we bloge) позже была популяризирована Питером Мерхольцем через его блог Peterme. Летом 1999 года Pyra Labs ввела термин "блоггер" и основала портал Blogger, предлагающий бесплатную публикационную услугу.
Термины "блог" и "блогосфера" получили широкое признание в качестве научных понятий к 2002 году. Всего за два десятилетия количество блогов по всему миру резко возросло с 50 до миллионов. На протяжении всего своего существования блоггинг постоянно развивался, адаптируясь к влиянию новых инструментов онлайн-коммуникации.
Отличительные особенности блогосферы
Елена Гришаева, доцент кафедры социальной философии УрФУ, пролила свет на уникальные характеристики блогосферы. С расширением Интернета передача и поиск информации становятся все более удобными, что приводит к плотному и насыщенному потоку информации. Однако это привело к разбросанному и фрагментированному потреблению информации. Поскольку люди стремятся изучить как можно больше контента, блоггеры отреагировали представив информацию кратко и емко, позволив читателям уловить основные идеи даже при беглом прочтении.
Бросая вызов традиционным средствам массовой информации
Блоги стали серьезными конкурентами традиционным средствам массовой информации с точки зрения актуальности и качества публикуемой информации. В то время как традиционные средства массовой информации скованы своими технологическими ограничениями, блоги выходят за эти границы. Создание блога и публикация контента стали доступны любому желающему, делая их более удобным источником информации по сравнению с печатными изданиями. Информация в блогосфере распространяется ускоренными темпами, опережая традиционные медиа-каналы. Уже сейчас аудитория популярных российских блогеров, например, соперничает с аудиторией крупных российских СМИ.
Растущее влияние блогов
С каждым годом растет влияние Интернета как мощного канала коммуникации. Блоги, в частности, привлекают все большее внимание аудитории по всему миру. Блогосфера с ее демократизированным доступом, распространением информации и сетевыми возможностями произвела революцию в способах общения людей в эпоху цифровых технологий.
Блоги превратились в преобразующую силу коммуникационного ландшафта, изменяющую способы доступа к информации, обмена ею и потребления. Из своих скромных истоков как личных онлайн-дневников блоги превратились во влиятельные платформы, бросающие вызов традиционным средствам массовой информации.
Ожидается, что по мере того, как мы продвигаемся дальше в информационную эпоху, их роль будет только расширяться. Демократизация коммуникации, вызванная ведением блогов, бросила вызов традиционным иерархическим структурам, предоставив людям возможность свободно делиться своими мыслями, мнениями и опытом. Однако огромный объем информации, доступной в блогосфере, может затруднить навигацию и проверку точности контента. Отсутствие редакторского надзора и потенциальная возможность дезинформации вызывают постоянную озабоченность. Поэтому читатели должны проверять факты и давать перекрестные ссылки на информацию, чтобы убедиться в ее достоверности.