The Bee Gees: поворотный момент.
Когда братья Барри, Робин и Морис Гибб переехали в Criteria Studios в Майами в начале января 1975 года, у Bee Gees не было хитового сингла со времен “Run to Me”, то есть с середины 1972 года, а все их последние альбомы прошли незамеченными и канули в лету. Они надеялись выпустить свой 13-й альбом и вернуться в прежнее русло популярной группы, но сначала казалось, что это будет очень трудно сделать - альбом под несчастливым номером 13 навевал некие опасения. “Им самим было как-то неудобно и немного нелепо быть Bee Gees в мире, где правили Дэвид Боуи, Брюс Спрингстин, Элис Купер”, - написал Яан Ухельски в “Creem", - "Но Bee Gees были полны решимости вернуться в бизнес, как бы глупо это ни звучало”.
Они начали работать с инженером Карлом Ричардсоном и продюсером-аранжировщиком Арифом Мардином, который имел большой успех с Average White Band, Донни Хэтэуэем и рядом других исполнителей лейбла Atlantic Records, а также руководил предыдущим альбомом Bee Gees "Mr . Natural" (он достиг 178-й строчки в чарте 200 лучших альбомов Billboard). Когда их менеджер Роберт Стигвуд услышал первые попытки записать в студии Criteria “Was It All in Vain” и “Our Love Will Save the World,” написанные в их традиционном стиле, он велел им отказаться от них и начать все сначала. Он жаловался, что The Gibbs безнадежно устарели, и ему нужно было послушать других исполнителей, и понять на что похожи современные хитовые записи.
“Я сказал им, что возьму на себя расходы, чтобы они не о чем не беспокоились, но им придется прислушиваться к моему мнению, и постараться разобраться в современных мелодиях, понять что происходит в музыке”. Робин вспоминал это как самое неудачное время для группы: “Мы были в настоящей мертвой зоне. Никто не хотел нас слушать. Звукозаписывающая компания не была заинтересована в наших альбомах ”.
Братьев Гибб всегда вдохновляла музыка Эла Грина, Джеймса Брауна, Отиса Реддинга и Ареты Франклин, но Мардин познакомил их с оркестрованным “филадельфийским звучанием” Гэмбла и Хаффа и указал им на то, что происходило в танцевальных клубах Нью-Йорка и Майами, где такие пластинки, как “Rock the Boat” The Hues Corporation и “Rock Your Baby” Джорджа Макрея, пользовались огромным успехом. Марден не просто хотел улучшить их звучание, он хотел его капитально перестроить.
Посмотрите, как Bee Gees исполняют “Jive Talkin'” из альбома Main Course.
Кстати, название альбома в википедии переводится как "Главное блюдо". В принципе, это правильно. Но есть еще одна версия - которая, пожалуй, больше подходит к названию статьи - "Главный курс (Главное направление).
Еще одним важным фактором, повлиявшим на группу, был Дерек “Блу” Уивер, клавишник, которого пригласили в группу вместе с барабанщиком Деннисом Брайоном и гитаристом Аланом Кендаллом, перешедшим к ним после Mr. Natural. Уивер в 60-х годах играл в успешной британской группе Amen Corner (вместе с Брайоном) и только что покинул фолк-прог-рок-группу Strawbs. Он весьма ловко управлялся с синтезаторами и обычными клавишными и обладал обширными музыкальными познаниями. Он знал, что Морису может не понравиться потеря его традиционного места за фортепиано, но вскоре они сблизились, и Морис сосредоточился на басу, иногда подбирая свои наложения к синтезаторно-басовым партиям Дерека в стиле Стиви Уандера.
Уивер вспоминал, рассказывая об альбоме: “Мы все переехали на Оушен-бульвар 461 на Голден-Бич и начали писать материал там. В основном, мы весь день валялись на пляже, а вечером и до поздней ночи работали в студии”. Позже Барри сказал, что декседрин и ликер также были его постоянными спутниками и помогали в записи.
Последним и решающим изменением, внесенным Мардином, было его настояние на том, чтобы группа изменила свой стиль пения и темп песен. Не то, чтобы он явно стремился записать танцевальный альбом, но ему хотелось больше энергии, чем недавно демонстрировали Bee Gees. В какой-то момент на ранних стадиях записи он спросил Барри, может ли тот кричать. Когда он ответил, что, по его мнению, смог бы, Мардин спросил: “Хорошо, но можешь ли ты кричать в унисон?” Когда у Барри возникли некоторые проблемы с определенной мелодией, потому что ему приходилось петь в низком регистре, ему пришла в голову идея перепрыгнуть на октаву и спеть фальцетом. Это были те элементы, которые помогли Main Course спровоцировать одно из крупнейших коммерческих возвращений в истории музыки.
“Nights on Broadway” эффектно открывает альбом. Написанная всеми тремя братьями, и с такими гармоничными сочетаниями, которые могут обеспечить только братья и сестры, она продвигается к финалу в хорошем темпе после захватывающего начала с фортепиано, синтезатора, баса и барабанов. Текст вступления затягивает: “Вот мы здесь, в комнате, полной незнакомцев/Стоим в темноте/Когда твои глаза не могли меня увидеть”. Средний бридж - великолепная интерлюдия, похожая на балладу, в старом стиле Bee Gees. Финальный аккорд - это то место, где впервые появляется радостный фальцетный визг Барри. Выпущенный в качестве второго сингла с альбома, он занял 7-е место в списке Billboard Hot 100.
Далее следует первый сингл с альбома, который добрался до #1. Песня “Jive Talkin’” началась со звука двигателя автомобиля группы, когда он проезжал по мосту через залив Бискейн. Бамп-бамп-бамп был заразителен, отбивая ритм. Импровизированная мелодия под названием “Drive Talkin’” превратилась в “Jive Talkin’” и претерпела дальнейшие лирические изменения после того, как Мардин объяснил, что такое “jive talk” на языке чернокожих (братья думали, что “джайв” - это танец). К сожалению, в словаре американского слэнга около 50 значений этого выражения и трудно сказать о чем песня. Одно из них - пустой разговор, лесть, разговор с использованием жаргонных слов, второй - наркотики, марихуана. Продюсеры сразу заявили авторам песни Барри, Робину и Морису, что тексты песен могут показаться глупыми, ни о чем, и не надо этого бояться, он все вытащит за счет аккомпанемента и аранжировок - мощь басовых партий Мориса и Уивера, а также потрясающую игру последнего на синтезаторе ARP 2600.
Следующей идет “Ветер перемен”. Многогранность голоса Барри, от шепота до громкой мольбы, выставлена напоказ. Аранжировка Мардина, дополненная саксофонистом Джо Фарреллом и перкуссионистом Рэем Баретто, была перезаписана в Atlantic Studios в Нью-Йорке. По большей части братья Гибб преуспели в написании простых песен о любви, поэтому им было легко не обращать внимания на тексты, а когда их тексты становились более серьезными, они тем не менее оставались немного банальными. “Ветер перемен” поется от лица чернокожего персонажа (предположение), который хочет, чтобы его история была рассказана: “Нам нужен бог здесь, внизу / Он поведет наших детей/Заберет нас из долины страха /Заставит свет сиять над нами”.
Уивер считается соавтором “Songbird”, трека, в котором есть определенная атмосфера Элтона Джона, и даже, кажется, предсказывает, какой звук получится у Eagles, когда они войдут в студии Criteria для записи Hotel California в следующем году. Донни Брукс добавил губную гармошку к треку позже в Нью-Йорке. Завершает первую сторону “Фанни (Будь нежна с моей любовью)”. Уивер говорит, что его игра на треке была сознательным отголоском “She's Gone” Холла и Оутса, еще одной песни-драмы под влиянием филадельфийского звука на лейбле Atlantic. Выпущенный в качестве третьего сингла Main Course, “Fanny” достиг 12-й строчки в Billboard.
Было бы справедливо сказать, что большинство рецензентов и поклонников группы на момент выхода альбома в середине июня 1975 года сочли вторую часть "Основного блюда" несколько разочаровывающей после живой, инновационной, популярной первой стороны. Она по-прежнему великолепно аранжирована и спродюсирована, но представляет собой более традиционный Bee Gees, к которому все привыкли, и который, как объяснили продюсеры, устарел и немного поднадоел, даже поклонникам. И для тех, кому не нравятся вокальные "вибрации" Робина Гибба (часто пародируемые на ТВ), его единственный ведущий вокал на Main Course - это “Country Lanes”. Она оркестрована и возможно лучшая на второй стороне. Мне тоже эта песня Би Джиз нравится.
“All This Making Love” открывает вторую сторону пластинки с грохочущим ритмом, несколькими вкусными гитарными партиями-близнецами и красиво смешанным пением. Возможно, в ней есть что-то общее с “I Saw the Light” Тодда Рандгрена и “Get Down” Гилберта О'Салливана. “Edge of the Universe” обладает отличной вокальной аранжировкой и своими стремительными синтезаторными линиями напоминает то, что Джефф Линн разрабатывал с Electric Light Orchestra примерно в то же время.
“Я думал, что иду домой /И всю дорогу я продолжал молиться”, послушайте как Уивер привнес немного прог-рока Strawbs в мир Братьев Гибб.
“Baby As You Turn Away” завершает альбом, Барри использует свой горловой фальцет поверх акустических гитар. Это среднетемповая песня-красавица с нотками кантри и сладкой мелодией припева, изысканно спетая Барри Гиббом. Оркестровка Мардина сдержанна, и долгое затухание в самый раз, как раз подходит для финальной песни.
Подводя итоги - The Bee Gees вернулись с этим альбомом и вернулись громко. Через два года они уже будут супер-звездами с их "Лихорадкой". Критики язвили в то время, неохотно признавая, что это был высококачественный материал, который понравился публике. Журналы отметили “коммерческое отчаяние”, которое привело к “притворной душевности”. Журналист Кен Барнс назвал "Основное блюдо" “жестковатым, синтетическим, но хорошо приготовленным”. Их последующий альбом Children of the World содержал уже более качественные хиты “You Should Be Dancing”, “Love So Right” и “Boogie Child”, а затем появилась Saturday Night Fever. Миллионы поклонников не могли насытиться тем, что производили Bee Gees, но наиболее упертые слушатели объявили “дискотеку Би Джиз отстойной” и сделали братьев Гибб "врагами сообщества номер один". В конечном счете, скептики проиграли спор, потому что Bee Gees были просто слишком хороши в том, что они делали.
===============
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.