20 июня в рамках межрегиональной программы «Большие гастроли» на сцене Государственного академического русского драматического театра РБ начались гастроли одного из старейших театров России — Калужского областного драматического театра.
Первым спектаклем в гастрольной программе стал «Горе от ума» по одноимённой комедии в стихах Александра Грибоедова в постановке главного режиссёра театра Роберта Манукяна. До 24 июня театр представит уфимскому зрителю ещё четыре спектакля: «12 стульев» и «Золотой теленок» по романам Ильфа и Петрова (инсценировка и постановка Роберта Манукяна), шекспировский «Гамлет» (сценическая редакция и постановка – Роберт Манукян)
и музыкальный спектакль «Ханума» (режиссёр-постановщик – Алла Решетникова (Москва)).
В пресс-конференции, состоявшейся перед началом гастролей, приняли участие директор театра Александр Анатольевич Кривовичев (А.А.) и главный режиссёр Роберт Азганасович Манукян (Р.А.).
(А.А.) – Пришло время, когда нам нужно обратиться к корням. Ведь что такое классика? Это произведение, проверенное временем. Те спектакли, что мы привезли, актуальны сейчас и учат только хорошему, доброму и духовному. Если мы возьмём любую пьесу Островского, то это про нас и сейчас. И «Гамлет», и «Горе от ума» - из той же категории вечных ценностей. Когда мы начали играть «Горе от ума», многие говорили, что в школьные годы даже не подозревали, насколько это острая пьеса. Так что, надо отойти от сериалов и начать говорить о русской культуре, растить не гаджетное поколение, а то, которое знает Пушкина, Толстого, Островского, Шекспира... По крайней мере, нужно пытаться.
(Р.А.) – В нашем репертуаре много хороших спектаклей, и выбор тех, которые мы повезём на гастроли, были обусловлены тем, что это самые «свежие» постановки. Что касается двух спектаклей по Ильфу и Петрову, то много лет у меня была идея поставить это произведение, и в Калужском театре я её осуществил. Начнём с того, что в театре работают замечательные цеха. Для меня было очень важно, чтобы постановочная часть осуществила этот спектакль. Я и до этого делал инсценировки прозы, и на этот раз ушло три месяца. Самое главное – чтобы был внятный сюжет, потому что, если бы я поставил весь роман, на это ушло бы 14 часов. Я оставил 3 часа действия, при этом главная сюжетная линия сохранена. Это касается и «Золотого телёнка». Более того, так как я – автор инсценировки, в конце спектакля появляется неожиданный персонаж – Иосиф Виссарионович Сталин. Это вполне сюжетно оправдано. Мне не очень нравились финалы ни в «Двенадцати стульях», ни в «Золотом телёнке», поэтому я их слегка изменил.
Я заканчиваю в театре второй сезон, и у нас, как мне кажется, с Александром Анатольевичем правильная позиция – направленность на театр просвещения. Это очень важно для сегодняшнего зрителя. Я был удивлён, что, например, на «Горе от ума» люди приходят по 2-3 раза, причём, молодой зритель. А для меня немаловажно идти за автором, в данном случае, Грибоедовым, а не перед ним. Я бережно отношусь к авторскому тексту и ставлю классический спектакль, естественно, с режиссёрскими замыслами, фантазией и воображением. Потому что в спектакле текст нужно, как бы, заново сочинить, придумать. Конечно, тексты и Грибоедова и Шекспира я сокращал, но при этом из восприятия не ушло ничего ценного.
(А.А.) – Новое поколение актёров нашего театра обучалось в московских театральных ВУЗах. Один набор был в Щукинское училище, два – в РАТИ (ГИТИС) при Калужском драматическом театре. Каждый раз мы выпускали по 13 человек. Многие из них остались в Калуге, обосновались и продолжают плодотворно работать в театре.
Если раньше случался отток зрителя в Москву, до которой два часа езды, то сейчас происходят и обратные явления: московская публика загружается в автобус и приезжает на спектакли к нам. И правда, у нас дешевле билеты и комфортнее обстановка, в фойе играет оркестр и шесть буфетов. Понятно, что это не самоцель, везде должно быть красиво и хорошо. Но театр начинается не с вешалки, а с его упоминания. У нас есть лозунг, который я в своё время придумал: «Мы вас любим и ждём». Ты должен всегда доказывать, что любишь и ждёшь зрителя. Еще мы придумали, что перед началом каждого спектакля есть особая программа. Перед «12-ю стульями» наши актёры исполняют песни 20-х годов периода НЭПа, а перед «Золотым телёнком» – 30-х. Таким образом, зритель попадает в атмосферу того, что ему предстоит увидеть.
Нашему театру 246 лет. Он начинался с 1777 года. Одновременно Екатерина II выпустила Указ о наместничестве, и в этом же году первый Калужский наместник генерал-поручик М.Н.Кречетников выпустил Указ о театре. За девять месяцев купец первой гильдии Тимофей Шемякин из соляного амбара сделал театр. Представьте, какая это традиция. Конечно, при том, что театр у нас столько времени, зритель воспитан. Но за него нужно продолжать бороться. У нас в театре три сцены, сейчас на чердаке, где есть гигантское пространство, делаем четвёртую. И везде идут свои постановки, в том числе, экспериментальные.
(Р.А.) – Не то, чтобы каждому режиссёру обязательно нужно поставить «Гамлета». Но я мечтал сделать это с 1996 года. И, как раз, в Калужском театре нашёл актёра под свою идею и осуществил эту замечательную пьесу Шекспира. В «Гамлете» сложная сценография, в которой уже есть замысел. Спасибо постановочным цехам, которые профессионально воплотили его. Ни в одном театре за месяц до премьеры не было такого, как здесь: что костюмы все сшиты, декорации полностью смонтированы, и я спокойно работаю на сцене. Александр Анатольевич 16 лет поднимал постановочную часть театра. И сейчас, когда идет монтировка декораций, он руководит процессом.
У нас есть интересная новая традиция: когда начинаем делать новый спектакль, проводим презентацию первой репетиции. Когда мы начинали «Гамлета», Александр Анатольевич, как художник-технолог, сделал сценографию первой репетиции, и для нас это большое событие. Или 6 июня, в День рождения Пушкина, мы начали ставить «Бориса Годунова». В первый день, когда происходила читка, уже была лёгкая сценография, придуманная Александром Анатольевичем. Сначала небольшую лекцию, проходившую в зрительном зале, провёл наше заведующий литературной частью. А потом под музыку – первый трек к спектаклю, написанный нашим композитором, актёры поднялись на читку на сцену. Александр Анатольевич – очень творческий человек, и в театре всё определяет именно творчество.
(А.А.) – Что касается наших презентационных репетиций – это новая форма. Это интересно, и актёры это чувствуют и понимают. Так создаётся ощущение не просто работы, а определённый настрой.
Одно из направлений нашей работы, которым мы гордимся - наш фестиваль «Старейшие театры России в Калуге». Мы провели восемь фестивалей, последний из которых был два года назад. За десять дней это было 135 мероприятий. У нас были театры из Москвы, и Санкт-Петербурга, и многих других городов. К нам с удовольствием едут, потому что это единственный фестиваль по принципу «всё включено». У нас каждый раз новая авторская символика. Десять спектаклей были показаны на Большой сцене, 8 – на Малой сцене, в рамках программы, которая называется «Актёр и коврик». Кроме того, это были показы и мероприятия на Сцене под крышей, лаборатории режиссёров, художников и критиков. Каждый раз у нас проходят обсуждения. На режиссёрских лабораториях берут по одному отрывку и делают зарисовки. Это праздник не только для нас, но и для города. Арт-директор этого фестиваля, имеющего международный статус – ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Он отбирает спектакли, выдерживая их высокий уровень.
Когда мы начинали делать фестиваль, сначала, действительно, принимали «старейшие», возрастом от двухсот лет. Но таких театров мало, мы – третьи, после Волковского и Большого театров. Так что, сейчас возраст театра-участника для фестиваля – понятие условное. Главное – его высокий профессиональный и духовный уровень.
Автор- Элла Молочковецкая
Фото- Булат Гайнетдинов