«Дзёдан должен быть пуст от Я. Тогда победишь…»
М. Уэсиба
Данная тематика крайне редко затрагивается в многочисленных материалах о ТБИ. Попробуем немного восполнить этот пробел. Иногда бывает так, что старший инструктор в додзё заболел, уехал на какое-то мероприятие, или ещё по какой-то причине отсутствует в зале. В эти моменты его функции берет на себя сэмпай, либо один из старших учеников, кому сэнсей делегировал вести тренировки. Похожая ситуация в миниатюре возникает, когда более старший ученик объясняет что-то более младшему в процессе обычных занятий. В нормальных условиях, это может происходить, только если сэнсей в данный момент занят, либо прямо попросил старшего что-то объяснить младшему. Тем не менее, это несколько разные ситуации, хотя и имеющие много общего. Рассмотрим оба варианта немного подробнее.
Итак, сэнсея в зале нет. Тренировку проводит тот, кому дано на это разрешение (сэмпай – старший ученик, либо тот, кому это персонально разово поручили). Разумеется, уровень тут ниже, чем у сэнсея, но он, как правило, выше, чем у остальных учеников. И тут порой возникает ситуация, когда объяснения техник и их нюансов имеют некоторые отличия от того, что обычно говорит сэнсей. На это может быть несколько причин:
- просто забыл какие-то нюансы (бывает)
- преследует определенные цели, давая информацию дозировано и упрощенно
- следует инструкциям сэнсея, данным заранее, персонально, для конкретных задач
- исходит непосредственно из своего опыта, опираясь на уже изученный ранее материал
Разумеется, могут быть и смешанные варианты описанных ситуаций. В любом из этих случаев, как у учеников, так и у того, кто тренировку проводит, может возникать когнитивный диссонанс. Ученикам может показаться, что в отсутствие сэнсея им говорят одно, а потом сэнсей приходит и говорит другое. Здесь возможна некоторая (хотя это и неправильно) потеря доверия к квалификации сэмпая. Ну, или просто появляется какое-то частичное недопонимание. В то же время, когда сэмпай видит, что сэнсей приходит и объясняет то же самое по-другому, у него может сложиться впечатление, что он плохо учился, и всё, что он давал младшим, полная ерунда и ересь. Оба эти варианта понимания неверны. Почему?
1) Так называемая «система управления» в нормальных школах ТБИ должна по умолчанию иметь иерархическое построение. И речь даже не о старшинстве поясов или количестве опыта. Если какому-то человеку доверено проводить тренировку, значит все необходимые для этого качества внутри данной школы у него имеются. Сэнсей ему доверяет, а это означает, что никаких критических ошибок допущено не будет. Возможные неточности, которые могут возникнуть, будут устранены в процессе дальнейшего обучения.
2) Более опытный ученик, а тем более сэмпай, по определению имеет больший опыт, чем все присутствующие, поэтому абсолютно всё, что он говорит и показывает, для присутствующих будет априори правильным. Плюс здесь нельзя сбрасывать со счетов мнение многих великих сэнсеев, которые в один голос говорили о том, что разум ученика должен оставаться гибким для поступающей информации. Речь идет о концепции «тренируйся каждый раз, как с чистого листа». Ведь в переполненную чашу уже ничего не добавить. То есть, сама идея иерархии и «пустого я» предполагает, что всё, что говорит старший в зале, должно выполняться беспрекословно, как будто в первый раз. Надо всегда пытаться сделать именно то, что тебе говорят в настоящий момент. Иначе лучше будет просто выйти из зала и никогда туда не возвращаться.
3) Когда сэнсей правит ошибки сэмпая, у последнего может возникнуть чувство собственной «недоученности» и, возможно, какой-то совершённой глупости. Однако, подобное самоуничижение совершенно неоправданно. Как говорится, сэнсею виднее, а он, как правило, преследует, как минимум, не одну цель, предоставляя человеку право провести тренировку. Уровень сэмпая естественно ниже, однако объясняя материал со своего уровня понимания, он всё еще опытнее остальных, которые обязаны слушать, смотреть и делать то, что им скажут. В противном случае, как уже упоминалось, это недоверие не к конкретному человеку, а к школе в целом, так как именно сэнсей всё это организовал.
Вторая упомянутая выше ситуация – когда сэнсей во время тренировки занят, или прямо просит объяснить что-то младшему по рангу ученику. В первой ситуации, главным является момент, чтобы сэнсей не увидел происходящего. Раздача любых инструкций кому бы то ни было в зале, в присутствии сэнсея, является крайне нелицеприятной вещью с точки зрения этикета. При необходимости существует возможность поправить человека на уровне ощущений, жестами, движениями, без лишних слов и болтовни. Ведь любому человеку знакома ситуация, когда в какой-то части зала вдруг начинается бурное обсуждение, мол, это так, это сяк… то есть, люди начинают друг друга учить в присутствии инструктора, или обсуждать технику. Такая ситуация неприемлема в принципе. Совершенно другое дело, когда сэнсей сам попросил более старшего и опытного в паре ученика поправить партнера и что-то ему объяснить. Здесь, опять же, вступает в силу фактор доверия. Если сэнсей сказал – сделай, помоги, но без лишнего энтузиазма. Все объяснения и коррективы для младшего ученика и его уровня также будут правильны.
То есть, в обоих случаях, можно уверенно говорить о том, что кто бы не заменял сэнсея (с его ведома), любые его указания, инструкции, поправки и т.д. будут корректны для всех присутствующих в зале. Исполнять их надо буквально, точно и, желательно, не задумываясь. Прекрасным проявлением данных принципов является феномен, когда даже у старших инструкторов на семинарах вышестоящих учителей «ничего не получается». Именно это является нормой, потому что люди приходят на семинар не со своими великими мыслями, а пытаются, как будто с нуля, осознать и проработать то, что им показывают. Даже если они уже видели это тысячу раз.