Найти в Дзене
Аннушка

Выгорание сухой пастели

Многие задаются вопросом: какой срок эксплуатации картины, написанной пастелью?

Этюд "Березовая роща". Бумага, сухая пастель
Этюд "Березовая роща". Бумага, сухая пастель

Всем известна долговечноть работ написанных несколько веков назад масляными красками, но пастель - другое дело. Это очень хрупкая техника, текстурой напоминающая нежные крылья бабочки.

Последние годы я часто пишу пастелью и собираю пастель разных производителей. На некоторых коробках указана светостойкость, другие – не имеют маркировки. Вопрос остаётся отрытым – как быстро выгорит картина, написанная пастелью?

Не найдя определённого ответа в интернете, я решила посмотреть, какая пастель наиболее восприимчива к солнечным лучам и хочу поделиться с вами результатом небольшого эксперимента.

На листе А3 были сделаны выкраски пастели и пастельных карандашей.

Выкраски пастели - 1 марта
Выкраски пастели - 1 марта

Затем каждый столбец разрезан пополам.

Одну половину я убрала в шкаф, а другую - приклеила на лист и 1 марта вывесила на окно. Эксперимент продолжался 3 месяца – до 31 мая.

Не буду долго сохранять интригу, вот результат:

Фото совмещённых половинок выкрасок
Фото совмещённых половинок выкрасок

Цвета которые наиболее сильно выгорели выделены фасолинами, незначительные изменения в цвете - горошинами, на остальные краски солнце повлияло незначительно.

ТЕПЕРЬ ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ:

Koh-i-Noor

Выцвели в основном фиолетовые, красные и оранжевые цвета. Также изменились зелёные оттенки – в них в основном выгорел жёлтый пигмент, сделав оттенки более холодными.

Набор пастели сухой TOISON D'or 48цв. картонная упаковка.
Набор пастели сухой TOISON D'or 48цв. картонная упаковка.

Набор пастели сухой TOISON D’OR 12цв. оттенки коричневого картонная упаковка.
Набор пастели сухой TOISON D’OR 12шт. оттенки серого картонная упаковка.
Набор пастели сухой TOISON D’OR 12цв. оттенки коричневого картонная упаковка. Набор пастели сухой TOISON D’OR 12шт. оттенки серого картонная упаковка.

MUNGYO поштучно. Пастель сухая мягкая круглая Республика Корея.

MUNGYO поштучно
MUNGYO поштучно

Пастель MUNGYO хорошо растирается, имеет богатую палитру оттенков и придаётся поштучно за хорошую цену.

Она стала наибольшим разочарованием этого опыта. Для пленэрных работ я накупила разных оттенков зелёного и на фото видно, что все они выцветают и становятся коричневым. Удивительным образом выцвел № 569 – превратившись из зелёного в голубой.

MUNGYO поштучно
MUNGYO поштучно

Сонет от Невской палитры.

В Сонет побледнели и стали менее насыщенными все цвета, кроме серого и чёрного.

Набор пастели сухой СОНЕТ 12цв.
Набор пастели сухой СОНЕТ 12цв.

Подольск Арт-Центр.

Набор сухой мягкой пастели 130цв. деревянная упаковка.

Приятно удивил набор Подольской пастели. Я выкрасила только основные цвета, т.к. при наличии 130 оттенков, многие из них отличаются только насыщенностью / количеством пигмента.

Как и у других производителей, в подольской пастели наиболее выцвели: фиолетовые, красные и оранжевые цвета.

А вот синие, зелёные, коричневые и серые остались почти без изменений.

Набор сухой мягкой пастели 130цв. деревянная упаковка Подольск-Арт-Центр
Набор сухой мягкой пастели 130цв. деревянная упаковка Подольск-Арт-Центр

Пастельные карандаши.

Маркировку «8820/ … » имеют карандаши Koh-i-Noor Gioconda

Маркировку «Р… » - карандаши Derwent

Карандаши пастельные
Карандаши пастельные

ВЫВОД:

Наибольшую светостойкость имеют: синие, коричневые, серые пигменты.

Средняя светостойкость: жёлтые, оранжевые, иногда зелёные пигменты.

Низкая светостойкость: красные, фиолетовые пигменты.

При этом почти во всех марках очень низкая светостойкость у фиолетовых пигментов, а вот сьепень выгорания других цветов зависит от производителя.

Общие рекомендации по хранению и экспонированию произведений в технике пастели можно найти в интернете. В основном советуют соблюдать стабильный температурно-влажностный режим, защищать работы от пыли и механических повреждений. Освещенность картины не должна превышать 30–50 люкс.

Прямые солнечные лучи не должны попадать на пастельную картину, желательно использовать источник искусственного света без ультрафиолетовой составляющей и располагать его на расстоянии не менее 1 метра от поверхности. Считается, что срок экспонирования пастелей не должен превышать три месяца.

Рассмотрев результаты небольшого эксперимента появился очевидный вопрос: как найти нужные светостойкие цвета?

Нам не хватает зелёных и фиолетовых цветов, но это вторичные оттенки, которые можно получить смешением базовых цветов. Ведь можно сделать собственные сложные оттенки из не выгорающих пигментов.

Как вам такая идея?

Если интересно, подписывайтесь и поддержите лайками данную статью.

Спасибо, что прочитали до конца ))