Многие задаются вопросом: какой срок эксплуатации картины, написанной пастелью?
Всем известна долговечноть работ написанных несколько веков назад масляными красками, но пастель - другое дело. Это очень хрупкая техника, текстурой напоминающая нежные крылья бабочки.
Последние годы я часто пишу пастелью и собираю пастель разных производителей. На некоторых коробках указана светостойкость, другие – не имеют маркировки. Вопрос остаётся отрытым – как быстро выгорит картина, написанная пастелью?
Не найдя определённого ответа в интернете, я решила посмотреть, какая пастель наиболее восприимчива к солнечным лучам и хочу поделиться с вами результатом небольшого эксперимента.
На листе А3 были сделаны выкраски пастели и пастельных карандашей.
Затем каждый столбец разрезан пополам.
Одну половину я убрала в шкаф, а другую - приклеила на лист и 1 марта вывесила на окно. Эксперимент продолжался 3 месяца – до 31 мая.
Не буду долго сохранять интригу, вот результат:
Цвета которые наиболее сильно выгорели выделены фасолинами, незначительные изменения в цвете - горошинами, на остальные краски солнце повлияло незначительно.
ТЕПЕРЬ ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ:
Koh-i-Noor
Выцвели в основном фиолетовые, красные и оранжевые цвета. Также изменились зелёные оттенки – в них в основном выгорел жёлтый пигмент, сделав оттенки более холодными.
MUNGYO поштучно. Пастель сухая мягкая круглая Республика Корея.
Пастель MUNGYO хорошо растирается, имеет богатую палитру оттенков и придаётся поштучно за хорошую цену.
Она стала наибольшим разочарованием этого опыта. Для пленэрных работ я накупила разных оттенков зелёного и на фото видно, что все они выцветают и становятся коричневым. Удивительным образом выцвел № 569 – превратившись из зелёного в голубой.
Сонет от Невской палитры.
В Сонет побледнели и стали менее насыщенными все цвета, кроме серого и чёрного.
Подольск Арт-Центр.
Набор сухой мягкой пастели 130цв. деревянная упаковка.
Приятно удивил набор Подольской пастели. Я выкрасила только основные цвета, т.к. при наличии 130 оттенков, многие из них отличаются только насыщенностью / количеством пигмента.
Как и у других производителей, в подольской пастели наиболее выцвели: фиолетовые, красные и оранжевые цвета.
А вот синие, зелёные, коричневые и серые остались почти без изменений.
Пастельные карандаши.
Маркировку «8820/ … » имеют карандаши Koh-i-Noor Gioconda
Маркировку «Р… » - карандаши Derwent
ВЫВОД:
Наибольшую светостойкость имеют: синие, коричневые, серые пигменты.
Средняя светостойкость: жёлтые, оранжевые, иногда зелёные пигменты.
Низкая светостойкость: красные, фиолетовые пигменты.
При этом почти во всех марках очень низкая светостойкость у фиолетовых пигментов, а вот сьепень выгорания других цветов зависит от производителя.
Общие рекомендации по хранению и экспонированию произведений в технике пастели можно найти в интернете. В основном советуют соблюдать стабильный температурно-влажностный режим, защищать работы от пыли и механических повреждений. Освещенность картины не должна превышать 30–50 люкс.
Прямые солнечные лучи не должны попадать на пастельную картину, желательно использовать источник искусственного света без ультрафиолетовой составляющей и располагать его на расстоянии не менее 1 метра от поверхности. Считается, что срок экспонирования пастелей не должен превышать три месяца.
Рассмотрев результаты небольшого эксперимента появился очевидный вопрос: как найти нужные светостойкие цвета?
Нам не хватает зелёных и фиолетовых цветов, но это вторичные оттенки, которые можно получить смешением базовых цветов. Ведь можно сделать собственные сложные оттенки из не выгорающих пигментов.
Как вам такая идея?
Если интересно, подписывайтесь и поддержите лайками данную статью.
Спасибо, что прочитали до конца ))