Найти в Дзене
Особый взгляд

Как незрячие музыканты запоминают и воспроизводят мелодию?

«Для музыканта важны три вещи: мозги, чувство ритма и уши, то есть слух. Без них человек вряд ли сможет нормально играть на любом музыкальном инструменте». «Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными. Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org. Иван, незрячий музыкант «Для музыканта важны три вещи: мозги, чувство ритма и уши, то есть слух. Без них человек вряд ли сможет нормально играть на любом музыкальном инструменте. Конечно, простую одноголосную мелодию можно зазубрить. Но ни о какой динамике в этом случае речи идти не может – все будет звучать настолько криво, что даже представить страшно. Да и то – такая идея сработает только с какими-нибудь клавишными инструментами. Естественно, о запоминании полной фактуры или каких-либо темповых мелодий речи идти не может. Хотя, признаюсь, мне бы интересно было бы посмотреть на
Оглавление
«Для музыканта важны три вещи: мозги, чувство ритма и уши, то есть слух. Без них человек вряд ли сможет нормально играть на любом музыкальном инструменте».
Иллюстрация: Галина Воробьева.
Иллюстрация: Галина Воробьева.

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Иван, незрячий музыкант

«Для музыканта важны три вещи: мозги, чувство ритма и уши, то есть слух. Без них человек вряд ли сможет нормально играть на любом музыкальном инструменте. Конечно, простую одноголосную мелодию можно зазубрить. Но ни о какой динамике в этом случае речи идти не может – все будет звучать настолько криво, что даже представить страшно. Да и то – такая идея сработает только с какими-нибудь клавишными инструментами.

Естественно, о запоминании полной фактуры или каких-либо темповых мелодий речи идти не может. Хотя, признаюсь, мне бы интересно было бы посмотреть на такого фокусника, если он существует.

В итоге произведение слушается и запоминается одинаково, что обычным музыкантом, что незрячим – услышал, запомнил мелодию на слух, прочувствовал и сыграл. Либо, как вариант, прочитал ноты, а потом сыграл. Само произведение крутится в голове либо как запись на магнитофоне, либо переходит в область мышечной памяти и играется пальцами автоматически. Правда, последнее нужно долго развивать.

Другой вопрос, насколько слух этого конкретного музыканта развит и насколько человек профессионально подкован. Например, в так называемом дворовом исполнении часто отсутствуют промежуточные гармонии в произведении или вторичные гармонии определенных групп.

В качестве аналогии представим, что человек видит какой-то рисунок и хочет его перерисовать. Но в силу своих ограниченных знаний не может отличить синий цвет от голубого. В итоге обе части картины (голубую и синюю) он рисует одним цветом – синим. Его глубины восприятия хватило ровно на то, чтобы не перепутать, грубо говоря, синий с зеленым, но в оттенках он уже запутался.

Вот и в музыке все примерно так же. Точность подобранной и сыгранной мелодии зависит исключительно от профессионализма человека, а не от того, зрячий он или нет».

Анастасия, незрячая ученица музыкальной школы

«Нет особых отличий в запоминании мелодии зрячими и незрячими людьми. Кому-то из незрячих повезло — они от природы имеют абсолютный слух. Однако даже тем, кто не имеет абсолютного слуха, но обладает музыкальным чутьем, гораздо легче выстроить в голове ход услышанной мелодии.

Незрячие, как и зрячие, слышат либо каждую ноту мелодического текста, если обладают абсолютным слухом, либо определяют интервалы между звуками, составляющими мелодию, что также помогает запомнить и воспроизвести мелодию.

Наверное, главную роль в запоминании мелодии играет слуховая память. Она в разной степени есть как у незрячих, так и у зрячих. Просто слуховая память незрячих людей более тренированная, поскольку большая часть информации поступает через слух.

Многие незрячие люди в первый раз пытаются воспроизвести на музыкальном инструменте знакомую мелодию еще в детстве. Именно в это время развитие музыкального слуха наиболее эффективно. Познавая мир через звуки, импровизируя, запоминая понравившиеся мелодии, незрячие дети развивают слух и способность запоминать мелодию».