Европа готовится к очередному нашествию туристов этим летом. По оценкам страховой компании Allianz Partners, одних только американских путешественников там станет на 55% больше. И это после роста на ошеломляющие 600% в 2022-м по сравнению с 2021-м на фоне ослабления ковид-ограничений. Сейчас по спросу лидируют Лондон, Париж и Дублин. В топ-10 входят Рим, Рейкьявик, Амстердам и Лиссабон.
Европейская комиссия по путешествиям также прогнозирует высокий спрос на отдых в Европе в 2023 году. Ожидается, что почти на всех туристических направлениях континента число гостей составит 80% от показателей 2019 года.
Конечно, весь этот спрос вызвал рост цен. Согласно сайту отслеживания рейсов Hopper, стоимость авиабилетов в Европу из США достигла пятилетнего максимума. По словам представителя компании, билеты туда и обратно на континент в настоящее время стоят в среднем более 1200 долларов, что примерно на 300 долларов выше, чем в 2022 году (и на 26% больше, чем в 2019 году до пандемии).
Не отстают и отели. American Express Global Business Travel считает, что цены на номера в отелях в Европе в этом году вырастут сильнее всего, особенно в Париже (на 10% по сравнению с прошлым годом), в Стокгольме (на 9%) и в Дублине (на 8,5%).
Но туристов это не пугает и коллективную тягу к путешествиям не ослабляет. Уже в течение нескольких первых недель сезона многие европейские центры были переполнены туристами, в самых популярных отелях не осталось мест, в музеях и ресторанах не протолкнуться.
В туристических локациях становится тесно
Некоторые европейцы удивляются тому, как рано прибыли толпы туристов. «Если я выгляну в окно, мне уже кажется, что это июль», — говорит директор дома-музея Рембрандта в Амстердаме Милу Хальбесма.
В преддверии «очень напряженного лета» музей привлек пять дополнительных сотрудников на июль и август и добавил новые услуги для посетителей, в том числе мультимедийный тур, доступный на 13 языках, и тур для детей.
Любителям искусства и посетителям музеев особенно рады власти города, который пытается избавиться от имиджа «красных фонарей и легальной травки» и от туристов, которые привлекают именно эти «достопримечательности».
В Италии туристы «атакуют» Сицилию, где снимались популярные телесериалы «Белый лотос» от HBO и «Эмили в Париже» от Netflix. По данным Expedia, поиск рейсов в Мессину этим летом увеличился на колоссальные 335%, как и в Палермо.
«Я просто никогда не видела столько людей на улице субботним вечером. Вы едва могли пройти по улице, чтобы добраться до другого бара. Люди были как сардины, набитые повсюду», — рассказала CNN о своей поездке в Палермо журналист Дженн Райс.
Туристическая давка наблюдается и вокруг традиционно популярных достопримечательностей и событий. Генеральный менеджер Fauchon L’Hôtel Paris Арно Моранди предлагает умерить ожидания тем, кто надеется в последний момент получить билеты на Открытый чемпионат Франции по теннису и крупные концерты или забронировать столик в популярном ресторане.
«Все, что связано с отдыхом, включая изысканные рестораны и роскошные отели, бронируется заранее, намного раньше, чем обычно»,— говорит он.
Творческий подход
Чтобы справиться с рекордным скоплением людей и более высокими расходами этим летом, многим путешественникам приходится корректировать планы. Райс, например, полагается на поезда и паромы, чтобы избежать «безумно дорогих» расходов на перелеты даже бюджетными авиакомпаниями, такими как easyJet и Ryanair.
Но и билеты на поезд часто могут оказаться дороже, чем на самолет, утверждает Сара Фергюсон из Южной Флориды, которая переехала в Амстердам в апреле 2021 года со своим мужем и четырьмя сыновьями. Эти летом семья арендовала две гибридные Toyota Corolla, чтобы в августе поехать в кемпинг в Хорватии. «Просто нужно проявить творческий подход», — говорит Сара.
Пола Хендерсон, двойная гражданка США и Польши, прожившая в Париже семь лет, также изменила способ передвижения по Европе. До недавнего времени она каждый месяц совершала одну или две поездки на выходные в разные страны, но этим летом остается ближе к дому, путешествуя по Франции и исследуя Париж. По ее словам, путешествия стали не только дороже, но и намного сложнее, их приходится планировать заранее, и это «очень неприятно».
Тем не менее среди путешественников преобладают настроения, которые представляют собой гибрид волнения и лозунга «занимайся жизнью», даже в самых переполненных местах.
«Вы не можете не посетить эти места только потому, что они переполнены»,— говорит Райс.
По ее словам, сейчас везде многолюдно, поэтому нужно просто тщательнее готовиться к поездке и, самое главное, делать и смотреть то, что хотите вы, а не то, о чем говорят все остальные.