Найти в Дзене

А доносчику - первый кнут!Кляузники и сутяги в советских карикатурах. "Крокодил", 1968/81 годы.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько карикатур, в сюжетах которых «крокодильские» художники-сатирики касаются такого неблаговидного с моральной точки зрения поведения некоторых советских граждан, как кляузничество, сутяжничество и написание доносов. По инету, благодаря перу Сергея Довлатова, гуляет цифра, что при Сталине люди написали их около 4 миллионов, однако думаю, что даже в те времена доносители и кляузники большого уважения в обществе не имели, а карикатуры, которые я выбрал в сегодняшнюю подборку, написаны намного позже. Хотя, любители подсматривать, подслушивать или просто запоминать что-либо, не соответствующее существующим правилам, об окружающих людях, чтобы затем ради личного интереса или из «любви к искусству» попытаться осложнить им жизнь с помощью кляуз, были и будут, я уверен, всегда. Ну а в том, что «крокодильские» художники, работавшие в сатирическом журнале, на кляузников, как говорится, насмотрелись и не очень их любили, вы можете удостовериться, ознакомившись с рисунками ниже. Смотрим))

Начать я решил с карикатур на кляузничество, так сказать, бытовое, когда слишком любопытные люди не просто подглядывают за соседями, но и пытаются с помощью информации, полученной таким неправедным путём, как-то им "нагадить". А объяснение такому их поведению, по-моему, очень простое: ситуацию, когда кому-то рядом живется лучше и веселее, чем им самим, такие люди не приемлют, можно сказать, органически. Обычно такое неприятие факта, что соседи живут лучше, выливается в разовые доносительские акции,

Художник Олег Корнев, "Крокодил" №27, 1973
Художник Олег Корнев, "Крокодил" №27, 1973

- Вот заявление на соседа принесла.

однако иногда, если верить сюжету следующей карикатуры, оно принимает форму патологическую, и тогда кляузничество для таких людей становится самой настоящей страстью:

Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №2, 1968
Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №2, 1968

Ключевая позиция

Следующую карикатуру автор посвятил кляузникам, дающим выход неблаговидным проявлениям своей "гнилой" натуры у себя на работе. Как можно понять из её сюжета, в трудовых коллективах таких товарищей в те времена хотя и не любили, но побаивались, иначе, думаю, эпитета "дорогой" от своих коллег этот любитель "тихого стука" вряд ли бы дождался:

Художник Юрий Черепанов, "Крокодил" №8, 1968
Художник Юрий Черепанов, "Крокодил" №8, 1968

- Дорогой товарищ, умоляем, не мешайте работать!

В следующей карикатуре, состоящей из двух частей, высокими моральными качествами не отличается ни один из её персонажей: ни сотрудники, пытающиеся руками увольняющегося с работы коллеги решить проблему с грубияном начальником, ни он сам, с удовольствием этому самому начальнику своих товарищей "вложивший". Несмотря на то, что на кляузничество в чистом виде его поведение на собрании не "тянет", элементы достаточно подлого "стукачества" в нем, по-моему, однозначно присутствуют:

Художник Евгений Щеглов, "Крокодил" №15, 1978
Художник Евгений Щеглов, "Крокодил" №15, 1978

- Ты все равно увольняешься, так скажи на собрании, что наш заведующий бюрократ, зажимает критику, груб с подчиненными.

Художник Евгений Щеглов, "Крокодил" №15, 1978
Художник Евгений Щеглов, "Крокодил" №15, 1978

- ...А ещё хочу сказать товарищу заведующему, какое мнение сложилось о нем в коллективе. Иванов считает вас бюрократом, Петров - зажимщиком критики, Сидоров - грубияном...

Согласно иерархии "Божественной комедии" Данте, кляузники и доносчики, неминуемо попадая в ад после смерти, оказываются там на самом последнем, наиболее неприятном для пребывания в нем кругу. Причем, даже на последнем кругу ада, если верить автору следующего рисунка, сила мучений кляузников напрямую зависит от того, с какой интенсивностью они предавались своему аморальному занятию на этом свете:

Художник Евгений Гуров, "Художник" №18, 1968
Художник Евгений Гуров, "Художник" №18, 1968

- КЛЯУЗНИК В АДУ: - Ох, и понаписал я на свою голову!

Невидимым героем следующего рисунка, имеющим очень говорящую фамилию, является человек, виртуозно владеющий искусством не только строчить жалобы и кляузы, но и даже судиться с теми на кого они написаны, если последние с ними не согласны. А в выборе объектов для своих нападок этот гражданин Сутягин, похоже, не стеснялся абсолютно:

Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №23, 1981
Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №23, 1981

Ну и последняя в подборке карикатура, позаимствованная "Крокодилом" со страниц юмористического издания социалистической в те времена Румынии. Как видите, "убойную" силу кляуз смогли ощутить на себе в те годы и румынские юмористы тоже:

Издание "Урзика", Румыния, опубликовано в журнале "Крокодил" №33, 1980
Издание "Урзика", Румыния, опубликовано в журнале "Крокодил" №33, 1980

На сегодня всё)) Хорошего вам настроения и здоровья))