Найти тему
MILITAN

Как британцам удалось заполучить Фау-2.

13 июня 1944 года Вторая мировая война вступила в новую и пугающую фазу, первая немецкая летающая бомба Фау-1 обрушилась на Лондон. В результате атаки погибли 6 человек и 30 получили ранения, и это было только началом кампании фюрера против Великобритании.

Как британцы заполучили целую ракету Фау-2
Как британцы заполучили целую ракету Фау-2

Ракету прозвали "жужжащей бомбой", за отчетливый гул, издаваемый двигателем. Она имела размах крыльев более 4,5 метров и несла 750-килограммовую фугасную боеголовку. Фау-1 была недорогой в производстве, особенно по сравнению с пилотируемым бомбардировщиком, могла летать в плохую погоду и в темноте. За три месяца от атак ракетами Фау-1 в Британии погибло более 6000 человек и еще десятки тысяч получили ранения.

Еще более зловещей была Фау-2. Это уже была баллистическая ракета работающая на жидком топливе, вооруженная полуторатонной боеголовкой. Она могла двигаться со сверхзвуковой скоростью и достигать цели уже без "жужжания", без предупреждения. За шесть месяцев от ракет "Фау-2" погибло почти 9000 мирных жителей.

Британская разведка знала о существовании обоих видов оружия еще за год до первых атак. Фоторазведка над сверхсекретным испытательным полигоном в Пенемюнде раскрыла некоторые подробности, которые были позже подтверждены агентами на земле. Не дремали и шифровальщики, которые узнали о новом проекте из радиоперехватов. Конечно же новое оружие стало предметом огромного интереса британского командования, который вылился в операцию под кодовым названием "Операция "Арбалет".

В августе 1943 года британцы стали наносить удары непосредственно по Пенемюнде, немцы в спешке перенесли производство ракет в подземный комплекс возле австрийского озера Траунзее. Испытательный полигон переехал в Хайделагер в Польше, крупнейший учебный центр СС за пределами Германии.

Удивительно, но именно передислокация ракетной программы привела к тому, что Фау-2 попала в руки британской разведки, не без помощи польского сопротивления, известного так же как Армия Крайова.

Польские партизаны действовали в лесах вокруг деревни Близна, как раз рядом с испытательным полигоном. Узнав о новом соседстве, поляки приступили к сбору любой информации. Отряды буквально прочесывали местность в поисках обломков разбившихся во время испытаний ракет. Задание было очень рискованным, поскольку наказанием за хранение любого фрагмента была казнь без суда и следствия. Но всё же партизанам удалось находить обломки, среди которых был обнаружен революционный турбонасос "Фау-2".

Польские партизаны с обломками "Фау-2".
Польские партизаны с обломками "Фау-2".

Но настоящий прорыв произошел 20 мая 1944 года. Именно тогда, практически неповрежденная ракета упала в болотах недалеко от деревни Сарнаки. Партизаны обнаружили место крушения и спрятали находку. Прибывшие инженеры из Варшавы приступили к подетальной разборке и переправке деталей и узлов в тайники. Компоненты ракеты перевозили по сельским дорогам пряча их в телегах пряча под картошкой.

Польские инженеры тщательно описали техническую часть, составили схемы и сфотографировали каждую из 25 000 деталей. Материалов накопилось столько, что их смогли уложить в 19 чемоданов, готовых к переправке в Лондон.

Операция по передаче полученных материалов, под кодовым названием "Мост 3", была запланирована на 25 июля 1944 года. В её разработке принимали участие и британцы и поляки. Согласно плана, самолет С-47 267-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании, вылетал из Италии и под покровом ночи садился возле польской деревни Заборов, забирал груз и отправлялся обратно.

На бумаге все просто, но уже вскоре появилась первая проблема. В конце июня пошли сильные ливни, которые затопили предполагаемую зону посадки. Потребовались недели, чтобы местность стала сухой и достаточно твердой, чтобы выдержать вес транспортника. В конце июля Лондон дал сигнал в Варшаву начать операцию.

И снова не все хорошо. Всего за день до начала операции в этот район с Восточного фронта прибыл отряд из 100 немецких солдат вооруженных парой зенитных орудий. Нацисты расположились в школе небольшого села Вал Руда, недалеко от предполагаемой взлетно-посадочной полосы.

Но и это не все. Следом прибыл легкий самолет Fi 156 Storch, который вообще приземлился на поле, куда должен был сесть С-47. Партизаны передали новости об активности противника командованию, которое предложило использовать лошадей, чтобы оттащить немецкий самолет перед приземлением транспортника. К счастью, немецкий "Шторх" улетел на следующее утро. Операция началась.

Чтобы приземлиться и взлететь, С-47 требовалось 200 метров, а для управления самолетом в темноте требовались посадочные огни. В их качестве было решено использовать "керосинки", закрытые по бокам черными кожухами и открытые сверху, чтобы направить свет вверх, а не в стороны. В ночь на 25 июля партизаны заняли свои позиции на черном как смоль поле. Командир отряда Здзислав Басзак вспоминал: "люди дрожали в нервном ожидании, а я пригрозил, что застрелю любого, кто попытается закурить."

Когда самолет приблизился, летчик подал сигнал и Басзак приказал снять крышки с фонарей и осветить полосу. С-47 сделал круг, сбросил высоту и выровнялся для приземления. Басзак вспоминал: "огромный двухмоторный самолет "завывал, как дьявол". Немцы могли его услышать, но пока было спокойно."

С-47 приземлился и с грохотом остановился. Когда двигатели заглохли, партизаны бросились вперед и быстро погрузили груз. Сразу после этого, летчик поспешил снова подняться в воздух. C-47 с ревом завелся, но к всеобщему ужасу не мог сдвинуться с места. Оказалось, что после погрузки, колеса провалились во все ещё влажную почву. Летчик предложил немедленно прервать операцию, выгрузить груз, а самолет сжечь. Басзак отказался. Молодой командир объяснил, что если немцы узнают о партизанах, то сразу же отыграются на местном населении. После часового совещания было решено снять шасси, поставить самолет на доски и по ним вытянуть его из грязи. Идея сработала. Вскоре С-47 был в воздухе и исчез в темноте.

Уже светало и партизаны спешно скрылись в лесу. Они были сильно удивлены, что смогли провернуть такое всего в 1000 метрах от немецких позиций, предположив, что часовые приняли рёв двигателей за звук очередного "Шторха" и не подняли тревогу. С-47 благополучно вернулся в Италию, а через два дня был уже в Лондоне.

Вскоре британские и польские инженеры изучили захваченные части ракеты и открыли для себя несколько удивительных секретов "Фау-2", наиболее важным из них был механизм самонаведения. Хотя Фау-2 и продолжали наносить удары по Англии вплоть до конца марта 1945 года, операция "Мост 3" спасла немало жизней.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!