В прошлый раз оставили мы Кортеса с думами о том, где же раздобыть еще золота. Его буквально манили слухи об индейцах, что использовали золото даже в качестве крючков и грузил.
Кортес наметил морской путь, дав Кристобалю 5 кораблей и 1 бригантину. Из 370 участников было сотня арбалетчиков и аркебузников, а также 22 всадника. Среди всей братии Берналь Диас в своих воспоминаниях особенно выделил пятерых:
среди отправляемых было пять подлинных конкистадоров, старых, испытанных товарищей Кортеса, прибывших с ним вместе в Новую Испанию; правда, они уже осели, обзавелись семьей, хотели бы отдохнуть, но разве можно было сказать Кортесу: «Повремените, я не хочу более воевать!»
От Кристобаля требовалось отправиться на кораблях от Вера Крус в Гавану, где можно было забрать припасы и лошадей, потом уже двигаться в Гондурас, где относиться к туземцам настороженно, но мирно, после чего основать город и найти "проход".
Многие имели зуб на Кортеса из-за несправедливой дележки. Никаких сказочно обогатившихся конкистадоров и близко не было, подчас у них, как можете помнить, даже слуг и ,кхм, боевых подруг отнимали. Именно поэтому за спиной Кортеса вновь начались перешептывания - уговорился в Гаване Кристобаль завоевать Гондурас не для Кортеса, а, непосредственно во имя короны. Кортес, судя по всему, не предполагал, что его смогут так подло переманить.
Кристобалю де Олида передать хотели военное командование, а Диего Веласкес, именуемый заклятым врагом Кортеса, желал сцапать себе административное управление... Кристобалю на тот момент было порядка 36 и Диас отзывается о нем положительно. Но по ряду причин, пусть где-то и объективных, от Кортеса он отвернулся.
внешность его была привлекательна — высокий рост, широкие плечи, приятные черты лица, чуть-чуть лишь нарушенные рассеченной нижней губой. Говорил он несколько надменно, порой грубо, но разговор с ним был приятен, тем более, что он отличался редким прямодушием. В Мешико он был всегда верен Кортесу, но теперь подпал влиянию дурных людей и впал в искушение власти
3 мая 1523 года он пристал к берегу вблизи от Пуэрто де Кабальос, где основал город Триунфо де ла Крус, заручившись поддержкой тех самых "подлинных" конкистадоров. Пока все предписания Кортеса выполнялись, а когда его уличили в общении с Веласкесом он оправдался тем, что это мол ради общего дела, чтобы получить провиант и бойцов. Кортес об этом узнал нескоро, тем более, что своих забот навалилось немало...