Если человек столкнулся с недостаточно качественно оказанной услугой в частной стоматологии и можно ли возместить ущерб, рассказала юрист.
– Все медицинские организации, независимо от того, частные они или государственные, – поясняет Наталья Беляк, ведущий юрисконсульт Госюрбюро Волгоградской области, – а также медработники несут ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за нарушение прав в сфере охраны здоровья.
Стоматологические услуги могут признать некачественными, если в результате их оказания, в частности:
– произошло скалывание зубов или коронок;
– изменился оттенок зубов;
– проблемы, с которыми обратился потребитель, не были устранены;
– был нарушен эстетический вид;
– в организм пациента была занесена инфекция;
– был причинен вред другим зубам, не подлежащим лечению;
– произошло смещение зубного ряда;
– произошло повреждение лицевого нерва.
Некачественное оказание услуг подтверждается результатами независимой экспертизы, так как в этом деле необходимы специальные познания.
Если потребитель принял решение о проведении независимой экспертизы, то ему следует уведомить представителя медицинской организации, оказавшей ему стоматологические услуги, о времени и месте ее проведения, направив телеграмму, телефонограмму, либо передав уведомление под расписку в саму медицинскую организацию или ее сотрудникам. Экспертиза качества оказанных медуслуг также может быть проведена после обращения за оказанием стоматологической помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Если факт некачественного оказания медуслуг подтвердится, начинает действовать закон о защите прав потребителей. Пациент вправе по своему выбору потребовать от медорганизации:
– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
– соответствующего уменьшения цены (в случае платного оказания стоматологических услуг);
– повторного выполнения работы;
– безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества;
– возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, если потребитель обратился для исправления недостатков медицинских услуг в другую медицинскую организацию).
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает медицинскую организацию от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной стоматологической услуги и нарушением сроков ее оказания.
В том числе предусмотрена компенсация морального вреда. Ее размер определяется судом и не зависит от суммы возмещения имущественного вреда. При оказании некачественных стоматологических услуг законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Однако на практике лучше обратиться к медорганизации, оказавшей стоматологические услуги, так как в случае добровольного исполнения требования потребитель может избежать дополнительных финансовых и временных затрат.
Для этого потребителю следует направить в медорганизацию соответствующую письменную претензию – по почте (заказным или ценным письмом с описью вложения) или вручить непосредственно медработнику, при этом необходимо получить отметку о вручении на своем экземпляре.
Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.