Екатерину Боярскую родственники называют «семейным архивариусом». Она не пошла по стопам своих родителей, народных артистов РСФСР Лидии Штыкан и Николая Боярского, зато стала автором книги «Театральная династия Боярских», в которой замечательно описала театральную среду, окружавшую ее семью с середины ХХ века. На обложке – самый узнаваемый актер из династии, «мушкетер» Михаил Боярский.
Екатерина согласилась поддержать один из проектов ЦМК «ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА», возглавить жюри конкурса «Родовое гнездо». Участники конкурса воссоздают фотографии прошлых лет из своего семейного альбома, фотографируясь в похожих костюмах и интерьерах. Мы поинтересовались у Екатерины, сколько фотографий хранится у нее в альбоме.
– Екатерина, у вас много семейных фотографий?
– Очень много театральных фотографий, а вот семейных, к сожалению, мало. Например, снимков, где мои мама и папа вместе – всего две штуки. Один – со мной, новорожденной, на руках, а второй – они вдвоем возле собора в Риге.
В то время мало у кого были фотоаппараты. Чтобы сделать снимок, надо было идти в фотоателье или приглашать фотографа. Возможно, родителям казалось это «буржуазным», а, может, они и так уставали от постоянных съемок.
Редкие семейные фотографии представляют для меня огромную ценность.
Зато в альбоме есть фотография семьи Боярских в те времена, когда мой отец был еще ребенком: он сидит за самоваром, рядом – его мать Екатерина Николаевна, напротив – ее супруг Александр Иванович, на переднем плане –- старший сын Алексей, между двух дам по центру – Сергей, отец Миши Боярского, а с тросточкой – четвертый сын, Павел.
– Как возникла идея создать книгу о своей семье?
– Когда открылись архивы, я задумалась о судьбе своего дедушки, священника Александра Ивановича Боярского. Я знала, что он был репрессирован; меня всегда этот вопрос волновал, я пыталась понять – как, почему, за что...
В 1985-м году, когда стало полегче с идеологией, мой папа написал запрос в КГБ, и ему сообщили, что все документы по делу дедушки хранятся в Кинешме, где было последнее место его службы. Я туда поехал и много что «раскопала», даже узнала, где он был захоронен. Конечно, он пострадал совершенно безвинно...
У меня возникло горячее желание рассказать про бабушку и дедушку, про историю их любви и разлуки. И тут мне позвонили из издательства и предложили написать про артистов в нашей семье. Я подумала: «Вот и хорошо, книжка продастся с Мишей на обложке, а внутри будет рассказ про наших с ним бабушку с дедушкой». Так что все совпало и получилась одна большая семейная история.
– Какие главные легенды и истории в семье Боярских?
– Главная легенда – наша бабушка. Она была «икона», про нее слагались предания: какие она письма писала сыновьям на фронт, как молилась, и как своими письмами и молитвами хранила сыновей все военные годы. Екатерина Николаевна Боярская – я ее полная тезка, меня в честь нее и назвали.
Екатерина – вообще главное имя для нашей семьи. У нас шесть Екатерин: моя бабушка, я, жена дяди Сережи, Мишиного отца, и жена дяди Павлуши. И у Сережи, сына Миши Боярского, супруга Екатерина и дочка Катя.
Что касается семейных историй, то они не прекращаются, хотя, казалось бы, я уже знаю о нашей семье все. Сейчас будет уже пятое издание книги и оно дополниться еще двумя рассказами.
Есть такой музей «А музы не молчали» при школе №235 им. Д.Д. Шостаковича – там есть целая витрина, посвященная Боярским. Музей поддержал в одно время Миша, а я отдала туда папины военные ордена и дневник. И вот, на одном из мероприятий музея я познакомилась с Валерием Шагиным, который занимается по мере сил историей Великой Отечественной войны. Его дед погиб на Ладожском озере, и он, как внук, интересовался военными операциями, которые во время блокады там проходили. Я сказала, что мой папа тоже воевал на Ладоге и был ранен в деревне Войбаколо. Он заинтересовался и попросил разрешения вытащить с витрины папин дневник, который тот вел мелким-мелким почерком в 1944 году. Ничего нельзя было записывать, но папа хотел все равно какие-то события сохранить на бумаге. Шагин полистал дневник и обнаружил, что отец воевал в 80-й стрелковой дивизии. И рассказал, что эта дивизия участвовала в тяжелейшей операции, первой неудачной попытке прорыва блокады, которая сейчас получила название Шлиссельбургский десант. Мой отец чудом выжил, а дед Валерия погиб в той заварухе. И Валерий инициировал установку монумента на Ладоге в честь погибших в Шлиссельбургской операции. А еще договорился с Музеем истории Санкт-Петербурга, где есть отдельный раздел о блокаде и войне, создать витрину, посвященную Шлиссельбургскому десанту – и там теперь есть портрет моего папы.
Мой отец ничего не рассказывал о той операции. Он вообще о войне говорил очень мало, у него было две-три истории для встреч с публикой – больше забавные, чем печальные. Так что я чудом открыла еще одну страницу папиной биографии.
В том же самом школьном музее вторая встреча. Там работает девушка Вероника, окончившая ту самую школу №235. И в какой-то из моих визитов в музей она вдруг спрашивает: «А ваша бабушка жила на улице Красной связи?» Я удивилась: «Да, а откуда ты знаешь?». И вот что выяснилось. У Вероники есть бабушка, которая поделилась с ней воспоминаниями. Когда бабушка была еще юной девушкой, выходя из метро Автово, которое недавно открылось, она заметила, что пожилой женщина стала оседать возле стенки. Девушка подскочила, помогла найти валидол в сумке, подождала, когда та придет в себя и проводила до дома на Красной Связи. А женщина, почувствовав себя лучше, пригласила девушку на чай. Она поднялась в квартиру и была поражена комнатой в коммуналке: одна стена увешана иконами, а вторая фотографиями красивых актеров и актрис в гриме – это были сыновья той женщины со своими женами. И вот прошло 60 лет. Вероника приносит бабушке книгу «Театральная династия Боярских», где я описываю эту комнату.... И бабушка была поражена: «Боже мой, так вот у кого я была в гостях!»
История невероятная - она показывает, что все связи сохраняются, все возвращается и будет, в конце концов, восстановлено. Для тех, кто занимается историей, открываются порталы в прошлое, приходит информация, находятся давно утерянные вещи... И это потрясающе.
– Екатерина, вы производите впечатление очень современного, динамичного человека. Но так получается, что все, чем вы занимаетесь, так или иначе связано с сохранением памяти. Помню, как вы участвовали в воссоздании беседки Галины Улановой в Комарово, теперь вот возглавляете комаровский краеведческий музей. Написали семейную книгу, проводите экскурсии, издали сборник о прошлом Комарово...
– Я никогда об этом не задумывалась, но похоже, что действительно, волей-неволей я все время занимаюсь сохранением памяти.
А научил меня этому Миша Боярский. Он помешан на прошлом; ему мало интересно настоящее, а о будущем он не думает. Он всегда, сколько я его помню, был направлен мыслями и чувствами только в прошлое. Всегда у него первый тост за родителей – за моих, за его... А сколько он рассказал семейных историй: он старше меня и больше их знает. Он и меня к истории подтолкнул – сподвигнул поехать в Кинешму.
Что касается музея в Комарово, я очень довольна, что пришла сюда. Я была совсем не музейным человеком, хотя по роду службу, водя экскурсии, петербургские музеи знала досконально. В последние годы даже случилось «выгорание». И когда перестала работать гидом, проезжая мимо Эрмитажа, думала: «Какое счастье, что мне сюда больше не надо!». А Комарово – родное место, и тут все обладает невероятной энергетикой, включая музей. К тому же, мы постоянно устраиваем мероприятия, приглашаем интересных людей, даже проводим концерты. Музей – не «пыльное место», а живое пространство, которое воодушевляет!
– Что вы можете пожелать или посоветовать участникам конкурса «Родовое гнездо»?
– Я посоветую порыться как следует в своих «долгих ящиках». В них можно обнаружить не только фотографии, но и другие памятные вещи, письма, дневники. Так, мы нашли 13 тетрадей дневников своей бабушки – даже не знали, что они существуют!
Поговорите со своими родственниками, пожилыми людьми. Спрашивайте, уточняйте, записывайте. Кажется, что все успеется, – а потом может не успеться. История любой семьи – важна и интересна. И необязательно это должна быть актерская династия. Любая семья прожила историческую веху, все важные события ХХ века отразились на ее жизни. И не думайте, что это никому не нужно – нужно. И прежде всего, вам, вашим детям, которые сейчас живут только настоящим, но потом обязательно заинтересуются своими истоками. Особенно это касается среднего поколения, которое между легкомысленной пока еще молодежью, и пожилыми, которым уже тяжело чем-то активно заниматься. Вы может попытаться стать семейными архивариусами и почувствовать значимость сохранения памяти.
Беседовала Юлия Медведева
Еще больше материалов из рубрики "Хранители памяти" на нашем сайте памятьбесконечна.рф