Журналист и ведущий Радио “Комсомольская Правда” Игорь Виттель специально для "Ломовки Live":
"На днях в Санкт-Петербурге состоялся визит лидеров семи стран в рамках так называемой “Африканской мирной инициативы”.
Главы ЮАР, Египта, Замбии, Республики Конго, Сенегала, Уганды и Коморских Островов вчера посетили Киев, где их свозили на экскурсию в Бучу и продемонстрировали работу систем воздушной тревоги (по сложившейся традиции во время государственных визитов украинское руководство инсценирует воздушные атаки: так было и во время визита Штайнмайера, и во время визита Байдена). Но африканцев сложно сбить с толку, они гораздо больше привыкли к трудностям, и война для них — не далекое прошлое, как в Европе, а вполне современная реальность, гражданские и международные вооруженные конфликты происходят в Африке непрерывно. Глава делегации Сирил Рамафоса (президент ЮАР) сразу сообщил, что поскольку взрывов они не слышали, то и мероприятия визита проходят по плану.
А вот в чем заключается план “Африканской мирной инициативы” понять гораздо сложнее. Вчера агенство Рейтер опубликовало некие материалы, якобы почерпнутые из официальных документов миссии. Там говорится, что первостепенной задачей являются “меры доверия”: Россия должна отвести свои войска в обмен на ослабление санкций; упоминается также приостановка действия ордера Международного уголовного суда на арест Владимира Путина и вывод российского тактического ядерного оружия из Беларуси.
📨Подпишись на Telegram-канал 'Ломовка Live'. Обсуждаем актуальную повестку с лидерами общественного мнения в регулярных эфирах.
Официально озвучили очень общие планы: конфликт должен быть урегулирован мирным путем (и как можно скорее); необходимы двухсторонняя деэскалация, а также гарантии безопасности, гуманитарная поддержка пострадавшим (в том числе, пленным и детям); должна быть обеспечена суверенность государств и народов в соответствии с уставом ООН.
Ничто из вышеизложенного не кажется мне ни реальным, ни выполнимым, в любом случае, официальные представители ЕС поспешили еще вчера сообщить, что не поддержат африканскую инициативу, если она будет предполагать заморозку конфликта. Однако ценность африканской мирной инициативы вовсе не в том, что кто-то всерьез надеется, что им удастся примирить Россию с Украиной, а в том, что Африка заявляет о себе, как о полноценном, субъектном участнике мировой политики. До сих пор только разные развитые страны вмешивались и выступали посредниками при конфликтах — на этот раз миссию миротворца и посредника взяла на себя группа из 7 африканских стран при согласии и поддержке их соседей.
Несмотря на удаленность, украинский конфликт имеет довольно большое влияние на благосостояние как отдельных стран, так и всего африканского континента в целом: удорожание продовольствия и энергии грозит голодом, от которого они совсем не так давно избавились. Зерновая сделка также их напрямую касается, и они кровно заинтересованы в ее продолжении и расширении, а, значит, есть шанс на то, что им будут озвучены причины, по которым Россия не хочет ее продлевать.
Не то чтобы мы и так их не знали — Россия говорит об этом все время, но не слышат в упор — игнорировать голоса самих африканцев, приложивших некоторые усилия, чтобы разобраться, ООН уже будет сложнее.
В этом смысле я бы взял на вооружение модный американский лозунг — Black Lives Matter (жизни черных имеют значение) — африканцы имеют право получать дешевое российское зерно и удобрения, которые Россия хочет продать или подарить, вне зависимости от ситуации на Украине, но этому мешают западные санкции. И Киев, и Москва заинтересованы в поставках своего продовольствия на обширные африканские рынки, и я уверен, могли бы договориться к взаимной выгоде (это всегда у России получалось, да и сейчас мы торгуем газом), но это крайне не выгодно западной коалиции.
Российское зерно и аммиак блокируются и импортозамещаются по цене в 3-5 раз выше, а украинскими же спекулируют на внутренних рынках, демпингуя собственных производителей — до Африки доходят жалкие крохи. И если в прошлом году это было не так заметно и отразилось в основном на ценах, в этом году может возникнуть реальный дефицит.
При этом африканский континент, если его не морить голодом, показывает огромный потенциал развития, это значимый потребительский рынок, объем которого удваивается каждые пять лет.
Только что, избавившись от рудиментов прямого колониализма, французы вывели последние войска: Африка хочет покончить и с неоколониализмом, хочет самостоятельности и уважения, торговли и сотрудничества — и с Россией, и с Китаем, и с США, и с ЕС — и болезненно воспринимает грубое давление со стороны бывших белых хозяев.
К России такого отношения нет, не только потому, что исторически мы никогда не колонизировали Африку, но еще и потому, что приходя со своими проектами туда, мы всегда оставляли после себя больше того, что забирали, строили инфраструктуру и промышленность, обучали местные кадры, а не вербовали элиты. Эту эстафету после падения СССР подхватил Китай — и в последние годы стал значимым инвестором в африканскую экономику.
Разумеется, в Африке остались и интересы европейских стран и США, но последние (в эпоху правления Трампа) свернули почти все свои проекты и программы. Администрация Байдена попробовала наверстать упущенное и даже провела пару лет назад второй саммит Африка-США, где пообещала кучу вложений в модернизацию, особенно в области новых технологий.
Но с тех пор всем стало очевидно, что это сомнительные инвестиции, которые США может в любой день обнулить, наложив санкции и заморозив активы. В такой ловушке никому не хочется оказаться, но и отказываться от сотрудничества нет ни возможности ни желания. Но этого и не требуется, если проявить солидарное усилие.
В этом смысле идея многополярного мира, которую последовательно проводят и Владимир Путин и Си Цзиньпин отлично подходит и для Африки, которая не хочет складывать все яйца в одну корзину. Воздерживаясь во время голосования против России в ООН, вступая в БРИКС (кроме ЮАР заявки подали Египет и Алжир), выступая с миротворческой миссией, африканские страны, конечно, поддерживают Россию, но делают они это в борьбе за собственную независимость, потому что их жизни стоят уж точно не меньше, чем все остальные".