Обещали дождь. Но после обеда. Накануне мы изучили прогнозы погоды по окрестностям. Кача, Байдарская долина — везде было беспросветно. Самым разумным выглядело решение остаться в Севастополе. Мы постановили: Голубая бухта, мыс Херсонес, Приморский бульвар и купание на Хрусталке.
Правда, был ещё в планах новый и якобы супермодный пляж. Накануне на Дзене мы наткнулись на статью, расхваливающую современный и комфортабельный пляж в «Адмиральской лагуне». И мы решили съездить посмотреть на новинку. Тогда мы не знали, что это новое название старого Солдатского пляжа, окружённого войсковыми частями, на котором мы раньше, впрочем, тоже не бывали. Утро по-прежнему было солнечным. Летали по небу облака, собираясь у горизонта в живописные плотные купы, сулившие дождь. А пока было жарко, и мы шли с конечной автобуса по обочине дороги без тротуара — но зато с белой вкуснющей шелковицей! Поворот дороги — и вот в перспективе внизу показалось море. Яркое, синее, с зелёной полосой у побережья. Красивое! Мы зашагали под горку с увеличивающимся энтузиазмом.
Не судьба нам была тут искупаться! Набережная, новенькая и аккуратная, с множеством кафе, лавочек, с детскими аттракционами и шумными аниматорами, и впрямь была пафосной. А за ней — подкова маленького пляжа, с картинно висящей колючей проволокой по правому борту. Взбаламученная, зелёно-жёлтая вода у берега, тёмные водоросли, мусор в прибое. И экскаватор, сгребающий с пляжа в прибой гальку! Входящий в море, словно диковинный оранжевый зверь.
Вот это элитный пляж! Жуть. Помойка! Надеемся, что за прошедший год там всё облагородили.
Мы уходили обратно по дороге, а навстречу нам шли и шли люди — с полотенцами, с матрасами, с надувными кругами. С детьми. Купаться!
А нам повезло — на конечной уже стоял с открытыми дверями автобус. Можно было ехать в Голубую бухту…
В очередной раз перепутав остановку и немножко поблуждав по садовому товариществу, мы вышли к побережью. Слева грозным фронтом темнели свинцовые тучи.
Ясно было, что, хорошенько попарившись на солнце, с началом купания мы непременно угодим в дождь. До него было всего ничего — над бухтой висела граница ясного неба и тучевой завесы… Но как же тут было красиво! Рыже-жёлто-белые обрывы над прозрачной водой, под свинцовыми небесами! И белые-белые камни в воде — на пляжике, куда мы спустились по лестнице…
В бирюзовой воде плавали медузы. И она была холодной! Очень холодной — видимо, сказались непогода и дожди. Но мы всё равно полезли в воду, побалансировали на камнях — да и плюхнулись с визгом в воду прямо у берега! И — на гальку, греться!
А солнце-то не уходило! Удивительная вещь — граница туч, размытая белая пелерина, висела у самого солнечного диска. Как заговорённая! И мы окунулись ещё и ещё, и нашли — по камням вглубь пляжа — сносный заход, и даже чуть поплавали. Перекусили, ещё поплавали. Солнце сияло!
Несмотря на холодную воду, мы чудесно покупались. Настроение было солнечным, под стать белым пляжам. Мы решили, что понежились тут достаточно...
Собрались — и обойдя по полю музейный комплекс 35-й береговой батареи, нырнули в вытянувшийся вдоль берега дачный посёлок, чтобы, миновав его, дойти до рисунков-петроглифов на берегу мыса Херсонес.
И странным образом, стоило нам уйти с пляжа, как его затянуло тенью. И даже начал чуть накрапывать дождик. А мы шагали вдоль береговой линии, глядя, как сине-свинцовые облака странствуют по небесам над крышами домов. И гадали, достанется ли нам сегодня ещё немного сухой погоды… Впереди были ещё места редкостной красоты, и оказалось, что пасмурная чересполосица неба лишь прибавила им очарования!
Какими нарядными предстали нам берега мыса Херсонес! Как ярко смотрелись оранжевые обрывы над сине-зелёных оттенков водой! И цвели цветы над обрывами, а вдали, за лазурной полосой сверкающего моря, белел маяк.
И всполохи нечаянных солнечных лучей зажигали пейзаж самоцветной россыпью красок, и летали над морем чайки, а мы всё не могли остановиться, фотографировали так и эдак, в опасной близости от обрывов. И уже снова предвкушали близкую встречу с морем — вот же оно, внизу, совсем рядом, и волшебного цвета хрустальная вода манила, звала…
Не в любом месте тут можно сойти на берег!
Но вот показались внизу красноватые камни с выбитыми рельефами у кромки моря. Петроглифы мыса Херсонес, плод трудов творчески настроенных аквалангистов… Значит, рядышком спуск на пляж.
Мы ссыпались на камни берега, пошли вдоль моря, разглядывая барельефы, знакомые и незнакомые.
Что-то сохранилось хорошо, что-то уже слизнуло море. А что-то появилось недавно, выбитое чьими-то неутомимыми руками.
В рассказе о нашем прошлом визите на мыс Херсонес фотографий рельефов было намного больше:
Море тихо шуршало у камней — прозрачной, лёгкой волной. Разве можно было тут не искупаться?..
Мы перелезли через скалки, и очутились на камерном пляжике, замкнутом каменным выступом. Впрочем, тут в любом случае никого не было. Прекрасные охристо-рыжие скалы нависали над берегом, и тяжёлая свинцовая синь висела в небе над невозможной красоты морем… Было вовсе не жарко, но мы всё же скинули одежду и вошли в прозрачную студёную воду. И сидели потом на камнях, любуясь морем и пасмурностью, которая по-прежнему была словно роскошная, немного тревожная декорация.
Дождь не касался нас, и мы только удивлённо глядели, как над морским горизонтом плавают тучи, протягивая к водной глади тёмные плотные струи. Непогода ходила кругами, водила хороводы дождя то справа, то слева. Мы благодарили судьбу за островок сухости, накрывавший нас, словно опасливое затишье в центре циклона…
Как всегда, из этих мест не хотелось уходить. Так славно было сидеть у самой кромки моря! Под шелест волны глядеть на игру света в прозрачной воде, на широкий горизонт, разукрашенный тучами и косыми линиями далёких дождей… Но пора было пускаться в путь.
Мы выбрались наверх, на рыжую тропку меж серебристых кустиков полыни. И двинулись по берегу в сторону венчавшего окончание мыса маяка.
Море, тронутое тенью набежавших облаков, искрилось множеством серебристых бликов. Пляж был усеян дырчатыми камнями. Собирай «куриных богов», уноси пригоршнями! Да только не снесёшь, крупноваты тут эти приморские талисманы.
Небеса подумали — да и вновь выпустили солнышко на свободу. Ох, как белоснежно просиял маяк на голубом небе! И облака такие радостные, что сразу наплывают ассоциации с картинами Игоря Шипилина. Море, мыс, маяк, жёлтые камни…
Ох! А ведь миновать маяк — задачка не из простых! Справа — заборы, слева — море. А прохода-то нет! Есть высокая бетонная стена, и ни лесенки, ни обхода!
Какие-то находчивые люди слагали тут, внизу, пирамиды из камней. Андрей-то изловчился, взобрался, а вот Лене пришлось поднапрячься. И ноги короче, и сил в руках — подтянуться — недостаёт. И так она укладывала камни, и эдак, рискуя сверзиться вниз со всей своей шаткой конструкцией. Но настойчивость победила, и камни осыпались-таки уже под её покидавшей нижнюю «ступеньку» ногой.
Мы прошли по узкому бортику вокруг маяка. Получилось! Теперь перед нами был новый пляж. Каменистый, явно не приспособленный для купания. Зато тут было много рыбаков. Да и просто народа, выбравшегося на пикник у моря.
Чего-чего, а красоты тут было хоть отбавляй! Желание провести в этом месте вечерок с винцом и шашлычком было очень понятно!
Люди шли к морю, а вот нам, пожалуй, пора возвращаться.
Тропинка повела через заросшие травами, цветами и кустарником пространства — какие-то необычные, так и тянуло их тоже назвать Безлюдными! Но люди тут были — дорога-то вела между ощетиневшихся колючей проволокой территориям радиотехнических частей и старого военного аэродрома, окружённого новеньким забором.
Мы выбрались на конечную автобуса и уселись на лавочке. И наблюдали, как приехавший мужчина переоделся в купальное прямо за дверцей своего авто, и бодро направился к морю. И вернулся искупавшимся, а мы всё сидели в ожидании автобуса. И хорошо, что над нами был козырёк. Потому что дождь, так терпеливо обходивший нас весь день, видимо, устал крепиться, и посыпал, прибивая дорожную пыль. И над кронами деревьев перед остановкой, словно извинение природы за этот несдержанный дождевой мораторий, засияла на фоне сгустившихся лиловых небес радуга! Запахло свежестью и влагой, и на площадку пред остановкой наконец вырулил долгожданный автобус.
Мы вернулись в центр Севастополя, уже просохший от дождя.
И гуляли по Хрусталке, провожая наш завершающий Севастопольский день.
И Город опять прощался с нами самым чудесным образом.
Как светилось небо! Как пылали розовым и жёлтым облака над белыми заданиями! И в море отражалось это волшебное свечение — тёплых тонов, словно с картинки, вечера!
А когда солнце кануло за горизонт, он загорелся совсем уж невозможным, отчаянно-розовым, а над этим свечением красовались фиолетовые и оранжевые облака. И опушались постепенно нежно-розовым, стыдливым переливом. Севастопольский закат и в пасмурный день оставался Закатом с большой буквы!
По пути домой мы устроили себе нечаянное приключение, обнаружив на ул. Адмирала Владимирского, где вовсю шли всякие ремонтные работы, которые и порушили забор, прятавший от нас его ранее — правый казематированный траверс Береговой батареи №11. Надо же! Столько лет мы ходили мимо и не видели его — двухэтажные казематы, разделяющие орудийные дворики батареи. В верхнем этаже находился бомбовый (снарядный) погреб и убежище для орудийной прислуги, в нижнем — пороховой (зарядный) погреб.
Во время Великой Отечественной войны в 1941-42 гг. в массиве батареи располагались командный пункт береговой обороной главной базы Черноморского флота и штаб Приморской армии. Фактически из казематов 11 ББ осуществлялось руководство второй обороной Севастополя.
В 50-х годах на территории батареи был создан мемориал «Командные пункты береговой обороны Главной базы Черноморского флота» и «Штаб Приморской армии». В советское время за памятником ухаживали, орудия регулярно красили, бордюры к праздникам белили. Орудия были не зафиксированы, и местная детвора развлекалась тем, что с помощью рычагов и шестеренок поворачивала 130-мм морские артиллерийские орудия Б-13 вокруг своей оси. Потом времена поменялись и мемориал был заброшен разграблен и закидан мусором. Только в 2011 году силами инициативной группы был получен охранный договор, согласно которого энтузиасты брали на себя обязательство привести объект в порядок.
Сейчас тут разместился небольшой, но чрезвычайно интересный интерактивный музей, созданный энтузиастами и настоящими патриотами Севастополя. Но в памятник превратили только левый же и средний траверсы, состояние правого удручающее. Надеемся, что на радость мальчишкам батарею всю целиком приведут в приемлемый вид в не очень далёком будущем. К тому же тут рядом с Бакинской вовсю идут новые стройки — хореографической академии и жилого комплекса — обновлённый памятник был бы уместнее опасной руины...
25 июня 2022 г.