Привет, друзья! Владельцы и пользователи Скания, можно сказать, делятся на три группы любителей топливных систем: кто-то топит за старую добрую PDE, кто-то уверен, что совершенней XPIне существует, третьи же считают, что HPI собрала в себе всё лучшее от двух первых систем.
Наверное, как всегда, истина где-то посередине, а мы сегодня хотим поговорить про все три разновидности: как они устроены, какие есть отличия и нюансы. Для наглядности мы сняли видеоролик в нашей лаборатории, где на столе разложили составляющие трёх топливных систем слева направо: PDE, HPI и XPI.
Любая топливная система начинается с бака, и продолжается заборником. На Сканиях с топливной системой PDE заборник предельно прост: есть уровень топлива, трубки подачи и обратки. Бывает двух видов: под алюминиевый бак и под стальной (заборник покороче). То же самое встречается на HPI.
Если же взять заборник от топливной системы XPI– здесь будет не две трубки, а четыре, потому что давление в ней принципиально другое.
Когда топливо выходит из бака, оно проходит через фильтр грубой очистки (сепаратор). Состоит он из трёх частей: кронштейн, фильтр и отстойник. Отстойник представляет собой чашу, которая бывает с подогревом и без подогрева. От PDE показываем вариант без подогрева. С подогревом отстойник имеет два проводка, а внутри спиральку.
На HPI системе принцип такой же, только сам сепаратор побольше, потому как давление повыше, чем в системе PDE. Сепаратор устанавливается либо в раме, либо сбоку за аккумуляторным ящиком, либо за кабиной.
С XPI– ной системой немного по-другому: здесь блок топливного фильтра состоит из сепаратора и фильтра тонкой очистки. Устанавливается он на двигателе с подогревом.
Когда топливо прошло стадию грубой очистки, оно поступает в насос. Доходит до насоса, насос закачивает, пропускает топливо через себя и направляет в фильтр тонкой очистки (показываем, как он выглядит).
Визуально на топливных системах они одинаковые: разница только в давлении и в клапанах на корпусе. На PDE давление 5 БАР, в HPI – от 15 до 20 БАР. Часто встречали в своей практике, когда при покупке люди путали фильтры от разных топливных систем: снаружи-то они одинаковые.
Нужно обращать внимание на такую разницу: внутри в одном есть сеточка, в другом нет, это можно увидеть, как раз заглянув внутрь. Внимание: если на PDEшную систему поставить фильтр от HPI – тот просто сомнется, а если наоборот – фильтр будет плохо пропускать топливо и возникнет дополнительное, крайне ненужное давление.
На системе XPI топливо, проходя через блок топливных фильтров, поступает в насос подкачки, а оттуда уже в ТНВД – топливный насос высокого давления.
После того, как топливо везде прошло у нас по насосу – оно устремляется в топливную рампу. Как она выглядит на системе PDE, также показываем на видео. Бывает она с обраткой, бывает без. Обратка, кстати, может быть установлена с разных сторон.
На HPI-ной системе всё устроено по-другому: рампа совершенно другой формы (не «палка», а прямоугольник), на ней установлено 5 элементов: четыре актуатора и один клапан отсечки.
В этой системе актуаторы выполняют функцию дозировки топлива: когда топливо поступает в рампу, оно переходит через клапан отсечки (другими словами, это кран, который срабатывает в случае какой-либо ошибки и перекрывает топливо). Если всё хорошо – топливо поступает в актуатор, дозируется и идёт дальше.
ТНВД же на XPI – подсистема более сложная, по сравнению с рампой и фильтрами PDE и HPI, оставим её обзор для следующей статьи. Не пропустите!