Найти тему
Новости Империи

Грозный советский кит обрел дом в Кронштадте

Сегодня первая атомная подлодка СССР "Ленинский комсомол" (К-3) наконец заняла свое место в музее военно-морской славы в Кронштадте. Работы по превращению субмарины в музей завершены. Уже в декабре этого года можно будет попасть на борт. Вспомним, что перемещение на место нынешней стоянки было настоящей приключенческой эпопеей. Сначала лодка в погружном доке дошла из Снежногорска в Кронштадтский морской завод. Там подлодку отремонтировали, покрасили, разделили на части, и на специальных осях в ночное время по улицам города доставили на территорию музея. Никогда ранее такой большой корабль (длина более 107 метров, водоизмещение порядка 4750 тонн, масса — 2558 тонн) не поднимался из воды на берег и не перевозился сушей по дорогам общего пользования через город.

Ее называли грозным советским "китом" из-за формы, подсказанной самой природой. Благодаря ей подлодка легко развивала скорость в 28 узлов, в то время, как американская атомная "Наутилус" - всего лишь 23. Указ о проектировании подписал И.Сталин, и строили ее всей страной (элементы разрабатывались в разных городах). На заводе в Северодвинске подлодку собирали в режиме строжайшей секретности: на каждую смену чертежи читали и запоминали в отдельной комнате, детали между цехами перевозили ночью). Никто толком не знал, что же строится. По сути, все впервые увидели субмарину только при ее спуске на воду. Эргономику инженерных идей строящейся лодки команда проверяла на себе в деревянных макетах отсеков. Это позволило грамотно все спланировать и избежать казусов — а они периодически возникают.

Подлодка была спущена на воду в 1957 году. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами — сначала под кромкой, а потом и под серьезным льдом, в итоге дойдя до Северного полюса. На службе ВМФ она состояла долгих 30 лет. "Она стала родоначальницей ракетно-ядерного океанского подводного флота в стране". Однако подводную лодку хотели утилизировать . С большим трудом удалось ее отстоять и сохранить для будущих поколений. И вот теперь "проект размещения подводного корабля такого размера на суше в крытом помещении беспрецедентен: нигде в мире такого больше не увидишь". Хорошо, что на этот раз все закончилось хорошо, и уже совсем скоро мы сможем побывать на этой легендарной субмарине.