Найти тему
История живописи

Его картины покупал сам царь, а теперь его мало кто помнит

"Утро на реке", Н.А. Сергеев, конец XIX в. Частное собрание.
"Утро на реке", Н.А. Сергеев, конец XIX в. Частное собрание.

Снова перед нами тот случай, когда информацию о герое статьи приходится выискивать в различных источниках, чаще дореволюционных, потому как в те времена он был достаточно известен, а в дальнейшем его ждало забвение с указанием в лучшем случае кратких биографических сведений, да и то не всегда.

Возможно, вы уже видели работы Николая Александровича Сергеева, а если вдруг черпаете знания о живописи только из моего канала, то как раз недавно в одной из "туманных" подборок была одна его картина, причем весьма удачная на мой взгляд (да и не только, судя по комментариям к той статье). Родился будущий художник в Харькове, в 1855 году. "Образование получил домашнее" и во 2-й Харьковской гимназии, как сообщат нам справочники начала XX века.

"Сенокос", Н.А. Сергеев, 1887. Новгородский музей-заповедник.
"Сенокос", Н.А. Сергеев, 1887. Новгородский музей-заповедник.

В столицу империи Сергеев отправляется в 1876 году "желая посвятить себя художественной деятельности, с детства овладевшей его мечтами". В некоторых современных публикациях напишут обратное - что он ехал поступать в институт путей сообщения, а на "живописный путь" ступит случайно, но каких-либо подтверждений этому в прижизненных публикациях о Сергееве я, честно говоря, не нашел. Достоверно известно то, что в Петербурге обучался он в "частной мастерской профессора Л.Ф. Лагорио". Составитель биографий современников Н.И. Афанасьев в издании 1910 года напишет, что "эта мастерская была его единственной школой".

"Элегия", Н.А. Сергеев, 1888. Частное собрание.
"Элегия", Н.А. Сергеев, 1888. Частное собрание.
"Сад", Н.А. Сергеев, 1889. Рыбинский музей-заповедник.
"Сад", Н.А. Сергеев, 1889. Рыбинский музей-заповедник.

И действительно, хоть он и был допущен до участия в академических выставках (с конца 1870-х) и получил однажды от Академии большую серебряную поощрительную медаль, но все же учеником Академии художеств он так и не стал. В 1887 году он получает от этого учебного заведения звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств, то есть были признаны его заслуги в области "изящных искусств". Подтверждением этого послужило и то, что пару лет спустя он был награжден орденом Св. Станислава III-ей степени "в поощрение полезной деятельности на художественном поприще".

В дальнейшем Сергеев будет участвовать в различных художественных сообществах: Санкт-Петербургском обществе художников (другими учредителями были А.И. Мещерский, А.А. Писемский, И.Е. Крачковский, В.И. Навозов), Товариществе художников, Обществе русских акварелистов, а также его пригласили "принять участие в учреждении и организации общества имени А.И. Куинджи".

"Звезды догорают", Н.А. Сергеев, 1889. Иркутский областной художественный музей.
"Звезды догорают", Н.А. Сергеев, 1889. Иркутский областной художественный музей.
"Летний пейзаж", Н.А. Сергеев, 1891. Нижегородский художественный музей.
"Летний пейзаж", Н.А. Сергеев, 1891. Нижегородский художественный музей.

В упомянутом издании Н.И. Афанасьева перечислят великое множество картин художника, причем у многих будет стоять пометка "прiобр. вел. кн.", "прiобр. Государыней Императрицей" или "прiобр. Государемъ Императоромъ", что недвусмысленно говорит нам о том, что работы Сергеева пользовались успехом как у царствующей четы, так и у других представителей дома Романовых. И далее автор подытожит свое мнение относительно творчества художника:

Как пейзажист, Сергеев не ограничивается одним лишь воспроизведением внешних форм природы, но воспринимает ее душою художника-поэта, чуткого к ее жизни и многообразным настроениям. Его картины всегда поэтичны и оригинально взяты, в них много света и блеска, солнечных лучей; они очень своеобразны по общему тону, выгодно отличавшему Н.А. с первого же появления его произведений на выставках.
"У пруда", Н.А. Сергеев, 1892. Частное собрание.
"У пруда", Н.А. Сергеев, 1892. Частное собрание.
"Яблони в цвету. В Малороссии", Н.А. Сергеев, 1895. Томский областной художественный музей.
"Яблони в цвету. В Малороссии", Н.А. Сергеев, 1895. Томский областной художественный музей.

Кстати говоря, именно в год выхода в свет издания "Современники: Альбом биографий", художнику присвоят звание академика, что было достаточно редко для тех, кого удостаивали звания вольного общника Императорской академии художеств. Учитывая вышеизложенное, могу предположить, что этому могли поспособствовать Романовы, хотя это уже, конечно, догадки... Думаю, что сам художник был достоин этого звания, хоть никогда и не обучался в Академии.

"Градобой", Н.А. Сергеев, 1897. Красноярский художественный музей.
"Градобой", Н.А. Сергеев, 1897. Красноярский художественный музей.
"Улица украинской деревни", Н.А. Сергеев, 1900. Художественный музей Череповца.
"Улица украинской деревни", Н.А. Сергеев, 1900. Художественный музей Череповца.

Николай Сергеев скончается от тифа в родном Харькове, произойдет это в самый разгар Гражданской войны, в 1919 году. И только спустя целых девять лет в ленинградском Обществе поощрения художеств пройдет посмертная выставка работ художника. А завершу я свой рассказ этой фотографией из журнала "Огонёк" (№ 41, 1910 год), где мы видим героя сегодняшней статьи за работой, причем как явствует из описания, фотографировал художника его собственный сын:

-11

Надеюсь, что вам было интересно со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях.