Найти тему
Язва в кедах

Тартюф: спектакль Тюменского большого драматического театра

Оглавление

Черный ураган в цветочных арках

В последнее время часто ловлю себя на мысли, что в спектаклях отмечаю работу художников. И не знаю, радоваться этому или огорчаться? С одной стороны, спектакль – это не только режиссура и актерская работа. Хорошо, когда и с художником спектаклю повезло. С другой стороны, неправильно, когда работа «вспомогательного» специалиста самая заметная. Закрадывается подозрение, что неладно что-то с режиссурой и актерскими работами.

В общем, я сходила на спектакль «Тартюф» Тюменского большого драматического театра. Ещё один «Тартюф» в мою зрительскую коллекцию. Ничего особенного от спектакля не ждала. Пьеса известная. История проходимца и лицемера Тартюфа, втершегося в доверие к богачу Оргону, «застроившего» всю семью и чуть было не получившего всё имущество падкого на внешние эффекты главы семейства, знакома всем еще со школы, а кому не со школы, тот видел на сцене. Да к тому же в стихах!

Я пошла потому, что Тюменский драматический приехал в Новосибирск на гастроли – всегда интересно посмотреть другую труппу. Ну и как выкрутился с «Тартюфом» еще один режиссер.

Режиссер Александр Баргман справился очень достойно. В спектакле всего в меру: и юмора и серьезности, пластических сцен и работы с залом. И даже зрителям, скучающим по «классическим постановкам» здесь есть что посмотреть. В антракте слышала, как люди говорили друг другу, что «наконец-то классическая постановка». Хотя, отнести спектакль к стопроцентной «классике» все же нельзя. Баланс классики и современности соблюден виртуозно – зритель и не скучает от бесконечных стихов, и в то же время костюмы и декорации – бальзам на зрительское сердце, измученное современными режиссерскими находками.

И тут мы плавно подошли к той самой прекрасной работе художника. Которая сама по себе – дело хорошее, но когда замечаешь только её, то значит неладно что-то с самим спектаклем.

Декорации и костюмы у Тюменского драматического очень хорошие. Всё работает на сюжет, на характеры и на развитие и того и другого. Я сразу после спектакля, пытаясь сформулировать впечатление по горячим следам, подумала: «Изящная штучка! Миленько, живенько, приятненько. Все молодцы». И решила, что спектакль проходной. Посмотреть можно, не жалею, что пошла. Но и всё на этом. Ничего особенного в старой истории я не увидела…

Только вот почему-то не отпускает меня этот спектакль уже второй день. А это верный признак, что это не просто изящная штучка. Есть в нём что-то цепляющее, кроме декораций.

Сегодня поняла, что зацепило меня в постановке Александра Баргмана.

В этом спектакле причиной и движущей силой авантюры Тартюфа стала его любовь к жене Оргона – Эльмире. Тартюф в блестящем исполнении Николая Аузина совершенно преображается в сценах с Эльмирой. Наблюдая, как он плавится от страсти, приближаясь к объекту вожделения, можно «открутить» историю назад и представить, как всё начиналось.

Вероятно, именно Эльмира, а не сытая жизнь в чужом доме, и была главной причиной появления Тартюфа. Даже способ, который он выбрал, чтобы втереться в доверие к Оргону, вполне закономерен. Эльмира молода, Оргон уже в возрасте. В доме постоянно столпотворение гостей и, наверняка, многие очарованы молодой хозяйкой. Оргон не может этого не замечать, но и сделать ничего не может. Не видит способа прекратить, чтобы не обидеть жену подозрениями. И тут на глаза попадается святоша Тартюф, который предлагает очень удобную и благопристойную формулу: дом погряз в грехе, надо не развлекаться, а молиться и каяться. Как было не ухватиться Оргону за такую удобную формулу? А Тартюф, проникнув в дом, ведет себя как типичный абьюзер, обрабатывающий жертву. Ограничивает контакты с внешним миром, разгоняет гостей и особо активных родственников, внушает чувство вины за некие грехи, список которых пополняется каждый день. Правда, мужа – Оргона – он не может удалить от объекта страсти, поэтому находит другой способ – полностью подчиняет себе, делает из препятствия на пути инструментом для достижения цели.

Любовь Тартюфа к Эльмире не прекрасное светлое чувство, как обычно хочется думать. Эта любовь разрушительна по своей природе, она губит и самого Тартюфа, и всё вокруг. Это ураган, из которого не выбраться, и Тартюф готов погибнуть, при условии хоть ненадолго получить женщину, ставшую для него наваждением.

Пока Тартюф движется к цели, он собран, уверен в себе и находчив. Любую ситуацию, даже самую проигрышную, ухитряется повернуть себе на пользу. Пока его ведет черная разрушительная страсть, он практически неуязвим…

Но когда Эльмира от него ускользает окончательно, Тартюф начинает ошибаться. В отчаянии он спешит и совершает роковые ошибки. Хладнокровие отказывает ему, когда теряется смысл.

В финале Тартюф, сменивший черную хламиду на вполне респектабельный костюм, сам, однако, респектабельным не выглядит. Он выглядит мертвым. Человеком, для которого ничего больше не имеет смысла, который проиграл в свою главную игру.

Всю финальную сцену он сидит безучастно на краю, в тени, привалившись спиной к колонне. Силы оставили его и черная страсть разрушила его окончательно. Ему всё равно, и тюрьма его не пугает.

Каренин А: спектакль Тюменского большого драматического театра
Мёд, навоз и пчёлы24 июня 2023

Отзывы о других спектаклях здесь:

Театр