И еще семьянин. Хотя за долгие годы семейной жизни было всякое. Но тем не менее, с Ниной Меньшиковой Станислав Иосифович прожил почти полвека. А ведь поначалу она и надеялась, заметив молодого, умного, красивого парня. Но он сам ее заметил: скромная, и в то же время, решительная девушка, в характере которой чувствовался собственный стержень.
Станислав Ростоцкий снял прекрасные фильмы, и только в одном из них снялась его жена. Это была картина «Доживем до понедельника», в которой она сыграла принципиального учителя Светлану Михайловну. Сам режиссер вспоминал потом, что снял собственную жену не потому, что решил ей угодить, а потому что она захотела попробовать себя в этой роли, и надо сказать, сложной роли.
Будущий режиссер родился в 1922 году 21 апреля (г.Рыбинск). Он был с малых лет покорен кинематографом. Да это и не удивительно, фильмы в то время не росли, как грибы после дождя. Каждый фильм – это событие, к которому создатели подходили ответственно. Это было, действительно, искусство. Станислав знал, что свяжет свою жизнь с кино.
Но сначала надо было отслужить в армии. Но его не взяли, были проблемы со здоровьем. А вот на фронт взяли. В 1942 году двадцатилетний парнишка ушел защищать родину.
Фронт очень много ему дал в смысле понимания ценности жизни, мира и мужской дружбы. Но фронт и отнял: часть ноги была ампутирована. Но разве может это помешать осуществить мечту? Ростоцкий поступает во ВГИК на режиссерский. Он почему-то знал, чувствовал, что будет режиссером.
Но вряд ли он знал, что станет одним из сильнейших режиссеров страны. Сейчас одно лишь упоминание этих картин способны всколыхнуть чувства зрителей. И причем, эти картины никогда не устареют, они всегда будут востребованы, в любые времена. Это как вечная музыка Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, потому что его фильмы – это тоже классика.
«Доживем до понедельника», «Белый Бим, Черное ухо», «А зори здесь тихие», - название картин, которые стали для нескольких поколений родными. Это как самые близкие люди, которым всегда рад. Даже если бы одну из названных картин снял, то уже остался бы на века в памяти. А их несколько – легендарных фильмов нашей страны.
Да, кстати, вот еще картина 1957 года – «Дело было в Пенькове». А еще «На семи ветрах», «Герой нашего времени» и другие. В нескольких из них снялся Вячеслав Тихонов. Ростоцкий часто приглашал его в свои картины, причем, на главные роли. Он как будто чувствовал этого гениального актера, словно какое-то созвучие душ у них было.
Он вообще умел работать с актерами, «извлекая» из них все самое лучшее для роли. И это тоже искусство – работать с людьми. И касается не только режиссеров, но и руководителей вообще, будь то директор компании или руководитель научно-исследовательского института.
Станислав Иосифович был Народным артистом СССР, лауреатом премий, но прежде всего он был человеком с большой буквы. Он любил свою работу, абсолютно не зазнаваясь, любил свою семью, своих друзей, любил молодежь. Он даже как-то признался: «Я всегда за молодежь, какая бы она не была, потому что она такая, какое время». Он старался не поучать, но дельный совет мог дать всегда.
И его любили, к нему тянулись… но сердце… жизнь яркая, насыщенная событиями, волнениями всегда отражается в сердце. Вот оно и не выдержало. 2001 году 10 августа его не стало.
Его сын, талантливый актер Андрей Ростоцкий, пережил отца всего лишь на год. Будучи рискованным парнем, он все пытался делать сам – все каскадерские трюки, и это стоило ему жизни в сорок пять лет.
А в 2007 году не стало Нины Меньшиковой. Так, на звездном небосклоне, засияли три настоящих звезды отечественного кинематографа: Станислав, Нина, Андрей.
И сколько бы сегодня мы не писали об этой талантливой семье (а сам Станислав Ростоцкий вообще был гениальным режиссером), этого будет недостаточно, потому что слишком велик вклад в наше кино.
Браво таким людям, создавшим картины неугасаемые, прошедшие испытание временем.