К размышлениям на озвученную в заголовке тему подтолкнули прелюбопытные статистические данные, не так давно попавшиеся на глаза в научно-информационным пространстве. Так вот, если верить исследованиям сотрудников университета канадского города Торонто, то оказывается, что 9 из 10 детей в возрасте до 5 лет хотя бы раз обманывали. И не просто говорили неправду, но и осознавали свой поступок. В более старшей возрастной категории – озвученный процент еще выше.
Первая реакция на данные цифры – полное недоверие. Вторая – шок. Нет, понимание, что детки могут «приукрасить» что-либо, естественно, присутствует – доказательством тому собственные выросшие дети, теперь вот внучка подрастает. Но, ведь, каково жить родителям после такой информации с мыслью, что их очаровательное чадо может прямо сейчас, в сию минуту, обманывать их и, при этом, смотреть милыми глазками?
Впрочем, недоверие и шок быстро сменились желанием разобраться в ситуации – не закралась ли в результаты исследования подмена определенного детского восприятия мира и себя в нем категоричным термином «обман»? И… Надо сразу заметить, что личные выводы в итоге получились не менее любопытными, чем заключение канадских ученых.
Во-первых, была предпринята попытка извлечь четкую формулировку, что есть «обман». Естественно, со взрослой точки зрения – а, как еще иначе, может быть написано в умной литературе. Так вот, все, как один, источники (а перелистано было немало словарей и энциклопедий), раскрывая смысл, убеждали, что это нечто скверное, дополняя характеристику емкими фразами: «для личной выгоды», «с целью введения в заблуждение» и так далее.
И только у двух авторов, в качестве синонима, было приведено слово, как нельзя лучше, отражающее детское мироустройство и поступки в нем – иллюзия. То есть, существующее в воображении, мечта. И это, скорее всего, то, что пытаются донести дети до взрослых, выдавая желаемое за действительное.
Выдохнули. Но радоваться не спешим. Ведь, если единичные проявления такой детской «мечты», по мнению психологов, свидетельствует исключительно о положительной динамике развития воображения, то постоянный переход в «иллюзорное состояние» (то есть, говоря взрослым языком, частый обман даже по самому незначительному поводу) влечет самые негативные последствия.
Таким образом, перед родителями встает сложный вопрос – как одновременно не загубить здравое начало и не упустить контроль за ситуацией. Его решение видится в следующих шагах.
Во-первых, самим не допускать обмана перед детьми, не давать невыполнимых обещаний. Дети, как губка – мгновенно впитывают от родителей и хорошее, и плохое. «Хочу быть, как мама (папа)» – для них не просто слова, а девиз к действию.
Во-вторых, по возможности, исключить из диалога с ребенком категоричные выражения типа: «Не смей мне врать», «Не обманывай», «Быстро говори правду» и далее по списку. Самая большая беда, если ребенок, действительно, говорит правду, а вас, лишь, «терзают смутные сомнения». В этой ситуации ребенок может затаить обиду, и одному Богу известно, как она отразиться в дальнейшем. Но даже если вы правы – лучше построить разговор без категоричных формулировок. Ибо ситуация тоже может развиваться по-разному (как на том камне у дороги, где налево пойдешь... направо пойдешь…прямо пойдешь).
- Пункт А: любимое чадо вас поймет и «больше так не будет».
- Пункт Б: в нем начнет зарождаться страх перед рассерженной мамой (папой), который будет только усиливаться с каждым следующим разом (но и не факт, что «иллюзий» больше не будет.
- Пункт В: очаровательный малыш будет подходить еще более творчески к таким «мечтаниям», наивным образом полагая, что избежит разоблачения в дальнейшем.
В-третьих, заняться вместе с ребенком развитием «управляемой» фантазии. То есть, не словом, а делом показывая, что даже в его детском представлении есть пространство, где можно и нужно фантазировать, а где надо быть исключительно правдивым. И, ведь, для этого не нужно много условий – достаточно вместе с ним нарисовать зеленую антилопу, слепить полосатого крокодила, сделать фантастическую аппликацию, собрать из кубиков неземную конструкцию, придумать смешные истории…
И главное – все время помним, что ребенок, как губка. Если он увидит, что вы с удовольствием вместе с ним отправляетесь в страну фантазии и иллюзии, если он почувствует, что «вы хотите быть, как он», то и он будет откровенен. И в хорошем, и в плохом, и сегодня, и двадцать лет спустя.