Многие считают, что знаменитый французский художник Эдгар Дега был одним из тех, благодаря кому появилось такое течение в живописи как импрессионизм. Однако мало кому известно то, что он всегда утверждал, что никакого отношения не имеет к этому художественному движению. Вся жизнь этого человека была соткана из противоречий, поэтому непростая это задача – отделить правду от вымысла, знакомясь с некоторыми событиями, происшествиями из его жизни, о которых обычно не упоминают в биографии.
Ряд интересных фактов из жизни Дега
Когда ему было 18 лет, он был студентом юридического факультета в вузе, однако это не мешало ему почти каждый день уединяться в Лувре, чтобы с упоением копировать шедевры живописи. В 1855 году он перестал посещать юридический вуз, в который поступил по настоянию отца.
Энгр был для Дега всю жизнь непререкаемым авторитетом, но, несмотря на это Эдгар пользовался самым лучшим из романтического творчества Эжена Делакруа, бывшего соперником Энгра.
По тем временам было уникальным случаем увлечение живописца фотографированием. Он был прекрасным фотографом, нередко использовал фото своих моделей, рисуя картины.
Одной из самых популярных его работ – картине «Абсент» – был запрещён допуск на выставки на протяжении целых 16 лет по причине невероятно упаднической энергетики от неё исходящей. Но ведь это и есть показатель настоящего мастерства художника, сумевшего до такой степени достоверно передать гнетущую атмосферу мира опустившихся алкоголиков.
Из большого числа его знаменитых картин только одну – «Хлопковая контора в Новом Орлеане» – у него купил музей. В основном его картины сбывались на экспозициях или при помощи знакомых посредников.
Имевший очень плохое зрение, крайне нелюдимый художник был страстным коллекционером тростей и… кружевных платочков.
Его отношение к своему творчеству
В отличие от многих своих коллег художников он невероятно щепетильно относился к созданию каждой картины. Перед тем как коснуться кистью или пастелью холста, он углублённо изучал все мелкие детали, касающиеся персонажей и темы картины, долго выбирал фон, готовил массу эскизов.
Даже нарисовав картину, он с маниакальным упорством пытался её усовершенствовать, где-то что-то добавляя или убавляя. Это было далеко не спонтанное творчество художника, невероятно критически относившегося ко всему, что бы он ни делал.
Один из самых больших парадоксов в его жизни это его нежелание иметь ничего общего с импрессионистами, более того, он не переносил само слово «импрессионизм», и, тем не менее, вошёл в историю живописи как один из ярчайших представителей этого легендарного течения.
Особо стоит упомянуть о его новаторской технике рисования танцующих балерин. Он первым стал делать попытки зафиксировать на полотне балерин в движении.
Почему его считали женоненавистником и антисемитом
Не особо стремившегося к контакту с лицами противоположного пола, художника с самого начала его широкой известности подозревали в его неприятии женщины в качестве второй половины человека. Но когда в 1887 году появилась его картина «После ванны. Женщина, вид со спины», его стали называть открыто женоненавистником из-за того, что якобы он умышленно помещает героинь на полотне в унизительное положение.
Ему припомнили крайне нелестные высказывания о женщинах, которые он делал в разные периоды своей жизни, сравнивая их с животными, отдельных своих моделей именовал «обезьянками».
Разумеется, здравомыслящему человеку ясно, что любой творческой личности свойственен свой взгляд на что угодно и своё отношение к чему угодно и отдельные высказывания великого художника вряд ли можно отнести к его болезненной мизогинии. Как может человек, «питающий отвращение к женщине», создать таких великолепных балерин, которые ведь тоже представляли слабый пол.
«Ярым антисемитом» Дега поспешили сделать после того как он заявил, что согласен в правомерности обвинения в государственной измене Альфреду Дрейфусу, офицеру французской армии, бывшего евреем по происхождению. Этот судебный процесс имел огромный общественный резонанс в 1894 году не только во Франции, но и во всём мире.
Великий импрессионист и весьма своеобразный человек Эдгар Дега полагал, что красота истинного искусства в обмане, созданном волевыми усилиями творца. И ни факт того, что он никогда не был женат, ни отдельные его высказывания по тому или иному поводу никогда не представят то, что можно уловить в его творениях. Смотрите его картины – в них скрыт свет души великого художника, влюблённого в своё искусство.