Найти тему
Брависсимо

О женофобии и антисемитизме знаменитого художника Эдгара Дега

Оглавление

Многие считают, что знаменитый французский художник Эдгар Дега был одним из тех, благодаря кому появилось такое течение в живописи как импрессионизм. Однако мало кому известно то, что он всегда утверждал, что никакого отношения не имеет к этому художественному движению. Вся жизнь этого человека была соткана из противоречий, поэтому непростая это задача – отделить правду от вымысла, знакомясь с некоторыми событиями, происшествиями из его жизни, о которых обычно не упоминают в биографии.

Автопортрет мастера
Автопортрет мастера

Ряд интересных фактов из жизни Дега

Когда ему было 18 лет, он был студентом юридического факультета в вузе, однако это не мешало ему почти каждый день уединяться в Лувре, чтобы с упоением копировать шедевры живописи. В 1855 году он перестал посещать юридический вуз, в который поступил по настоянию отца.

Энгр был для Дега всю жизнь непререкаемым авторитетом, но, несмотря на это Эдгар пользовался самым лучшим из романтического творчества Эжена Делакруа, бывшего соперником Энгра.

Дега в 19 веке уже делал селфи
Дега в 19 веке уже делал селфи

По тем временам было уникальным случаем увлечение живописца фотографированием. Он был прекрасным фотографом, нередко использовал фото своих моделей, рисуя картины.

Абсент 1893 г
Абсент 1893 г

Одной из самых популярных его работ – картине «Абсент» – был запрещён допуск на выставки на протяжении целых 16 лет по причине невероятно упаднической энергетики от неё исходящей. Но ведь это и есть показатель настоящего мастерства художника, сумевшего до такой степени достоверно передать гнетущую атмосферу мира опустившихся алкоголиков.

Из большого числа его знаменитых картин только одну – «Хлопковая контора в Новом Орлеане» – у него купил музей. В основном его картины сбывались на экспозициях или при помощи знакомых посредников.

Имевший очень плохое зрение, крайне нелюдимый художник был страстным коллекционером тростей и… кружевных платочков.

Голубые танцовщицы 1898 г
Голубые танцовщицы 1898 г

Его отношение к своему творчеству

В отличие от многих своих коллег художников он невероятно щепетильно относился к созданию каждой картины. Перед тем как коснуться кистью или пастелью холста, он углублённо изучал все мелкие детали, касающиеся персонажей и темы картины, долго выбирал фон, готовил массу эскизов.

Даже нарисовав картину, он с маниакальным упорством пытался её усовершенствовать, где-то что-то добавляя или убавляя. Это было далеко не спонтанное творчество художника, невероятно критически относившегося ко всему, что бы он ни делал.

Один из самых больших парадоксов в его жизни это его нежелание иметь ничего общего с импрессионистами, более того, он не переносил само слово «импрессионизм», и, тем не менее, вошёл в историю живописи как один из ярчайших представителей этого легендарного течения.

Особо стоит упомянуть о его новаторской технике рисования танцующих балерин. Он первым стал делать попытки зафиксировать на полотне балерин в движении.

После купания. Женщина вытирается 1892
После купания. Женщина вытирается 1892

Почему его считали женоненавистником и антисемитом

Не особо стремившегося к контакту с лицами противоположного пола, художника с самого начала его широкой известности подозревали в его неприятии женщины в качестве второй половины человека. Но когда в 1887 году появилась его картина «После ванны. Женщина, вид со спины», его стали называть открыто женоненавистником из-за того, что якобы он умышленно помещает героинь на полотне в унизительное положение.

Ему припомнили крайне нелестные высказывания о женщинах, которые он делал в разные периоды своей жизни, сравнивая их с животными, отдельных своих моделей именовал «обезьянками».

Разумеется, здравомыслящему человеку ясно, что любой творческой личности свойственен свой взгляд на что угодно и своё отношение к чему угодно и отдельные высказывания великого художника вряд ли можно отнести к его болезненной мизогинии. Как может человек, «питающий отвращение к женщине», создать таких великолепных балерин, которые ведь тоже представляли слабый пол.

Звезда балета 1878 г
Звезда балета 1878 г

«Ярым антисемитом» Дега поспешили сделать после того как он заявил, что согласен в правомерности обвинения в государственной измене Альфреду Дрейфусу, офицеру французской армии, бывшего евреем по происхождению. Этот судебный процесс имел огромный общественный резонанс в 1894 году не только во Франции, но и во всём мире.

Великий импрессионист и весьма своеобразный человек Эдгар Дега полагал, что красота истинного искусства в обмане, созданном волевыми усилиями творца. И ни факт того, что он никогда не был женат, ни отдельные его высказывания по тому или иному поводу никогда не представят то, что можно уловить в его творениях. Смотрите его картины – в них скрыт свет души великого художника, влюблённого в своё искусство.