Найти тему
Leeloo2525

О «воровстве» схем для вышивания

Оглавление
(В основном блоге эта запись опубликована 23.07.20)
(В основном блоге эта запись опубликована 23.07.20)

В последние годы появилось много талантливых дизайнеров схем для вышивки крестом, и особенно приятно, что основной источник этих схем находится в России. Сейчас даже на американских тематических сайтах с фотографиями вышитых работ что ни фамилия дизайнера — то русская. Несколько известных дизайнеров из России создали практически с нуля школу дизайна красивых проработанных схем и организовали курсы для тех, кто хочет научиться их рисовать. Хотя эти курсы платные, желающих пройти их хоть отбавляй, и новые замечательные схемы появляются каждый день.

Но часто появляются и жалобы на то, что люди делятся друг с другом купленными схемами. Дизайнеры проходят эти курсы не для саморазвития, а в надежде заработать на продаже схем, а тут на тебе: вышивальщица поделилась с подругой, и дизайнер лишился 500 рублей. Время от времени в социальных группах раздаётся крик отчаяния в виде эмоциональных историй или, например, унизительных комиксов о «ворах» схем. Стоит кому-то в комментариях хотя бы пошутить на поднятую тему, вместо того чтобы поддержать автора на 100%, все присутствующие его блокируют и надменно сообщают об этом. Неадекватность группы поддержки зашкаливает и немного пугает. Хочу разобрать несколько комментариев.

-2

Тема «воровства» авторских схем стара, как сами авторские схемы. Есть любопытная статья 10-летней давности от дизайнера из студии «Коша» (UPD от 14.07.23. Недавно статью снесли, непонятно почему. Но её текст повторяется и на других сайтах, в конце дам ссылку) с не менее любопытным обсуждением. Автор говорит о печальной перспективе, когда всем дизайнерам качественных схем надоест тратить время на то, что без их ведома выкладывают в общий доступ, они перестанут рисовать схемы, и на рынке останутся только некачественные прогоны, сделанные за пять минут. Прошло десять лет, и мы видим, что авторские схемы, к счастью, не только продолжают появляться, но и пользуются популярностью. Кроме того, всё больше вышивальщиц своевременно узнают о существовании прогонов, так что фирмам — создателям многоцветных полотен приходится хоть немного, но стараться над схемами, чтобы привлечь покупателей.

Также автор статьи даёт понять, что не против, если вышивальщица делится купленной схемой с подругой, знакомой или даже случайным человеком из интернета, который умоляет поделиться схемой, потому что жить без неё не может и хочет вышить, а денег на покупку нет. Это единственный адекватный дизайнер, которого я встретила, когда изучала тему. Наверное, есть и другие, но они воздерживаются от публичной конкретизации черты, которую не следует переходить покупателям. Оно и понятно: для кого-то «Можно поделиться с подругой» прозвучит как карт-бланш, а потом и забудется, какой именно схемой разрешили поделиться.

Сравнение передачи купленной схемы с передачей подруге своих трусов говорит о полном непонимании темы. Дизайнеры они хорошие, но пропагандистскими постами стоит заняться кому-то другому. Электронная схема — это не конечная вещь, а рецепт. Желанный объект ещё предстоит изготовить самостоятельно. Поделиться платной схемой — это как переписать подруге рецепт блюда из дорогой поваренной книги или дать воспользоваться выкройкой из журнала, когда у подруги тот же размер одежды. В этих ситуациях «Не дам, сама покупай» прозвучит странно. В самом деле, она же не трусы ваши попросила поносить. Хотя находятся люди, которые отказывают.

-3

Мне кажется, на самом деле у подобных людей нет ни семьи, ни друзей, и их никогда ни о чём не просят. Я к этому ещё вернусь.

-4
-5

«Сейчас я скачиваю схемы с целью изучить, насколько хороша проработка, удобна ли в работе схема и ключ, — пишут в комментариях. — Изучаю процессы. Часто после этого желание вышивать пропадает (не столько из-за недостатков, просто «перегораю», изучила досконально всё — как вышила вирутально. А вот если уж вышивка запала в душу — я куплю набор! Уважаю труд дизайнеров». (Орфография и пунктуация сохранены.)

Автор цитаты покупает наборы не потому, что это проще, чем самой подбирать и докупать к схеме материалы, а потому, что таким образом она поддержит дизайнера. Браво. На самом деле дизайнер получает единоразовую выплату за схему, и после этого не важно, купили вы набор или скачали схему из интернета: дизайнеру от этого ни холодно ни жарко.

Хотя недавно мне на глаза попалось нечто странное. На Reddit я увидела пост с фотографией готовой работы по схеме «Туристы» Екатерины Волковой, но вместо Волковой там указали магазин известного зарубежного сайта с платными схемами. «Туристов» я в этом магазине не нашла (устала искать, схем очень много), вот другой пример того же дизайнера.

-6
-7

В официальной группе ВКонтакте схема стоит 550 рублей, а в этом магазине при переводе на нашу валюту по курсу в день написания этого поста — 1258 рублей. Выгода продавца очевидна. Да, где-то в стене текста автор схемы указан, но согласована ли продажа этих схем? А если да, то интересно, как организованы отчисления — с каждой продажи автор получает процент?

Также в этом магазине продаются схемы многих других российских дизайнеров (Ксения Адоньева, Александра Кузнецова, Анна Шишкина, Антонина Третьякова, Ксения Новикова и многие другие, кого хозяйка магазина назвала своими друзьями), и мне даже немного жаль иностранцев, которые платят такие деньжищи за то, что можно легально приобрести намного дешевле на официальных сайтах или в ВК-группах отдельных авторов.

Все вещи — своими именами

Вконец надоело, что несогласованное с автором распространение схем называют воровством. Воровство, или кража — это тайное хищение чужого имущества. Если попытаться применить это определение к ситуации с электронными схемами, то считалось бы, что человек украл схему, если бы он скачал её единственный экземпляр с компьютера дизайнера, а оригинал удалил.

В случае с интеллектуальной собственностью, которую можно размножить на сколько угодно копий, речь нужно вести об авторских правах. Использование интеллектуальной собственности без разрешения автора/правообладателя или с нарушением уговора об использовании называется нарушением авторского права, или пиратством.

-8

«Авторское право по закону не обязательно регистрировать», — пишет «обворованный» дизайнер. Ну, да, в тюрьму за его отсутствие не посадят. Кажется, дизайнеры считают, что регистрация авторского права — это какое-то занудство со стороны государства, а не защита от бесплатного распространения. Раз нет авторского права, то по закону эти схемы можно брать бесплатно, распространять дальше, продавать, а при желании зарегистрировать на себя. Если вдруг продажа авторских схем на зарубежном сайте, о котором я писала выше, не согласована (а ведь могут образоваться и другие сайты), это не противоречит закону. И на кого после этого обижаться, если от законной защиты своего интеллектуального труда дизайнер сам сознательно отказался?

В ситуации с выкладыванием в общий доступ платных схем, когда авторские права на них никому не принадлежат, воров нет. Первый человек схему честно купил. Мог с кем-то поделиться, мог сразу в интернет выложить. Тех, кто её потом скачал, тоже язык не поворачивается назвать ворами: файл лежит в свободном доступе, никаких сайтов людям взламывать не пришлось, а автора в раздаче могли и не указать, так что скачавшим даже в голову не приходит, что они кого-то обижают.

Но и в случаях, когда авторские права зарегистрированы, бесплатное распространение платной схемы называется не воровством, а нарушением авторских прав. Называйте вещи своими именами, тогда не будет путаницы и неуместных сравнений.

«Я не понимаю суть бешенной экономии на покупке схем, — пишут в комментариях, — в моих расходах среди, ниток, ткани и прочего, это самая маленькая статья расходов. И для меня странно не понимать разницу между покупкой книги, которую можно дать почитать, и раздачей электронных схем. Очевидно, что в первом случае существует физический предмет, он один. А делëжка схемой, это фактически её копирование. Впрочем, те, кто это делает, всегда найдут оправдание своим действиям». (Орфография и пунктуация сохранены.)

Надеюсь, теперь понятно, что физическая книга и электронная схема — это одного поля ягоды. В конце концов, после передачи подруге копии схемы, по которой уже вышита картина, свою копию можно удалить — и какая тогда разница с физической книгой?

Ну а насчёт экономии, бешеная она или нет — в любом случае хорошо.

Из личного опыта

Что касается меня, я не скачивала авторских схем и не собираюсь. Как и покупать. Единственный независимый автор, дизайны которого мне хотелось бы вышить, — это Екатерина Волкова: её картины очень реалистичны, а схемы сложны. Но мне не нравится, что ключ представлен в DMC. Эти нитки в лучшем случае стоят сейчас по 59 рублей за моток, это самая дорогая фирма на рынке, а я на своём опыте знаю, что красивые картины прекрасно вышиваются даже смесью кировского мулине, «Гаммы» и всего чего угодно, главное — чтобы все нитки были хлопковые. У меня есть деньги на DMC, но внутри всё восстаёт против них: я не хочу переплачивать и поддерживать расфуфыренного иностранного производителя, лучше эти деньги отправлю родителям, а сама вышью что-нибудь попроще. Вот если бы схема была создана для ниток ПНК имени Кирова, я бы к ней присмотрелась. И если бы она мне очень понравилась, то я купила бы её и поддержала этим дизайнера, который сделал правильный выбор в пользу российских ниток. Ещё бы и в блоге его разрекламировала, потому что схема талантливого дизайнера для отечественных ниток — это чудо.

Теперь насчёт передачи схемы родным или друзьям. Было время, когда я вышивала параллельно с мамой и сестрой. Мы брали разные наборы, с мамой иногда рядом вышивали, показывали друг другу прогресс, помогали с некоторыми местами — я как будто сама её картины вышивала. Сестра жила отдельно, но рассказывала о своих процессах и показывала фото, а потом эти картины висели в рамках у неё в квартире, и у меня такое чувство, будто я тоже их вышивала и они у меня есть. Вот прекрасная ситуация, когда вышивальщицы могли бы поделиться друг с другом схемами. Но этого не произойдёт, потому что близкие люди с одинаковым хобби включаются в работу друг друга, как в свою собственную, и вышивать потом этот дизайн «ещё раз», но сами, уже не захотят.

Хотя я встречала упоминание о том, что две сестры купили схему вскладчину, то есть одну на двоих, причём согласовали это с дизайнером, она разрешила. (В правилах покупки ничего подобного не написано, идите на поклон и спрашивайте, и тогда дизайнеру, видимо, самому станет стыдно от собственных правил.) Не говорите мне, что они вышивали эти работы одновременно, так ведь неинтересно. И потом в домах обеих сестёр (если они живут не вместе) будут одинаковые картины, хотя существует ещё столько замечательных дизайнов? Я считаю, что-то тут не чисто.

Зато я скачала и вышила несколько схем из наборов. Независимые дизайнеры при этом не пострадали, да и фирмы — производители наборов не слишком. Парочка этих наборов уже не продаётся, это промах самой фирмы, а тем, которые ещё продаются, фотографии моей готовой работы будут бесплатной рекламой. Вышивать подбором готов, мягко говоря, не каждый, многим проще и приятнее купить набор, что они и сделают, если увидят мою вышивку и услышат рассказ о сложном процессе подбора.

О потребительстве

-9

Как мы уже поняли, покупать вскладчину позволительно и не зазорно.

Интересно было бы узнать хотя бы одну тысячу способов заработать 300–500 рублей за полчаса, интим и стояние на паперти не в счёт. Это же 105600–176000 рублей в месяц (что несколько противоречит заявлению об очень низких зарплатах в стране). А можно мне такую постоянную работу?..

Ну а когда «всегда просто покупаешь схему, которая тебе нравится», прямо в тот же момент, хотя пока не собираешься вышивать, когда у тебя уже скопилось несколько платных схем, а вышивать по ним нет времени (это из других комментариев по теме), — это называется потребительство. Иногда матом называется.

Потребительство — это когда платишь любую сумму, не задумываясь, сколько вещь на самом деле стоит, когда не важно, что завтра на неё будет скидка и что этих вещей дома уже лежат пять штук. Если вещь попалась потребителю на глаза в период скидок, он обязательно её купит, даже если она ему не нужна — он легко убедит себя, что сможет её подарить или использовать в будущем, например, когда другая такая же вещь немного испачкается и он её из-за этого выбросит.

Есть вышивальщицы, которые накупают себе материалов и целых наборов на огромные суммы, и они лежат у них годами без дела, в то время как запас продолжает пополняться, потому что и это понравилось, и то… Кто-то таким же образом набирает схем: бесплатных, авторских, фирменных — не важно. Дизайнеры души не чают в потребителях, которые забивают жёсткий диск схемами за деньги, и люто ненавидят «экономных», которые накачивают горы «утёкших» схем из интернета. Ни те, ни другие при этом не собираются вышивать дизайны в том количестве, которое накопили, это одно и то же поведение, которое следует осуждать. Но раз слабость потребителей приносит дизайнеру доход, их не будут осуждать, наоборот — их будут ставить в пример. И мне от этого неприятно.

Я за разумное потребление. Это бережное отношение к любым ресурсам, в том числе и финансам. С точки зрения экологии, экономии и здравого смысла это правильное поведение, с которым уже многие годы борются маркетологи. Не выбрасывай, а вымой/почини, не переплачивай за бренд, не бери больше, чем тебе надо, и так далее. Не набирай много схем и наборов, если не уверена, что вышьешь их. Любая вышивальщица с «хомячьими» запасами, когда показывает их другим, говорит наигранно кокетливо: «Ой, не знаю, когда всё это вышью», — то есть понимание ситуации у многих есть, но это не считается проблемой, потому что радость от обладания ставится во главу угла.

Но разумное потребление схем вышивальщицами разорило бы дизайнеров быстрее, чем «воровство» схем.

Так запасы не «расхламить», всё пригодится.
Так запасы не «расхламить», всё пригодится.

Вопрос на засыпку: теряет ли что-то дизайнер из-за вышивальщицы, которая так и не вышила ничего по скачанным схемам?

«Они решили понять, насколько действенны меры по предотвращению пиратства, а также как это скажется на продажах. Было проведено четыре мероприятия, в каждом из которых нейтрализовывали существующие «краки», меняли систему генерации ключей, а также закрывали уязвимости, позволяющие обходить защиту. В результате этих действий были получены еще более шокирующие данные. Сократив количество пиратских копий на 50 тысяч, удалось добиться увеличения числа покупателей на… 50 человек! То есть, отобрав возможность поиграть у тысячи недобросовестных геймеров, заплатить деньги можно вынудить лишь одного из них! При этом фирма получила значительное сокращение количества загрузок проекта с сайта, что равнозначно сокращению популярности продукции компании в целом» (ИгроWeek №92. Новый взгляд на пиратство).

О пиратстве

Главное, что я хотела прокомментировать в том сообщении об «отсутствии у людей культуры ценить чужой труд», — это причину неуважения многих к авторскому праву.

-11

Закон иногда расходится с внутренним ощущением справедливости. Например, в Индии по закону старик может взять в жёны 14-летнюю девочку, а в Европе бомжи, занявшие пустующие, но принадлежавшие кому-то здания, не дают фактическому обладателю недвижимости получить юридическое право собственности на эту недвижимость. По закону всё верно, но ты чувствуешь, что это неправильно. Так же и с обменом книгами, схемами и прочими объектами авторского права. Если ваша мама попросит почитать купленную вами книгу, вы предложите купить ей собственную? А как быть с фильмами, которые хочется смотреть всем вместе — купить четыре диска ради одного просмотра всей семьёй? А если мой муж случайно услышит музыку, которую я купила и слушаю без наушников, — это же, получается, ему срочно нужно покупать свою копию этой песни? Даже если бы всё это по закону было верно, каждый нормальный человек понимает, что это тупо.

Также нормальный человек видит, когда какой-то труд не стоит тех денег, которые за него требуют, и понимает, что некоторых производителей не стоит поддерживать рублём. Например, создателей фильмов о супергероях, в которых утонула киноиндустрия, или книг, которые даже поклонники автора дочитывают через силу. Если заплатить за какой-то мусор, его автор создаст больше мусора. Объективно вредно поддерживать плохого автора. Но это не значит, что с его дурацкими работами нельзя ознакомиться. Многие даже готовы заплатить за это часть цены, процентов 10, но такой возможности нет: либо плати полностью, либо не дам. И вот это уже вконец возмущает внутреннюю правду: раз ты такой дурак, то не получишь от меня ничего.

Это не о схемах (я до сих пор не могу оценить, какова должна быть адекватная цена схемы; наверное, главное — чтобы она не оказалась самой большой статьёй расходов на будущий проект), но об остальных вещах, с которыми сравнивают спираченные схемы: таково моё видение ситуации.

Похоже, стараниями маркетологов и пропагандистов западного образа жизни сейчас не у всех в душе остались такие ценности, как дружба, душевное родство, доброта и верность. В представлении некоторых каждый человек существует сам по себе, и лучше соблюсти противоестественное правило и поддержать какой-то бизнес, чем образовать или укрепить связь с другим человеком. Но, надеюсь, таких немного и большинство считает их образ жизни отталкивающим.

Так как же быть, если условная подруга просит дать ей копию того, что вы купили, а вас и дружеские чувства распирают, и желание поддержать автора? Купить подруге её личную копию. Это противоречит разумному потреблению (вы платите за то, что уже есть), но иногда можно сделать исключение. Как ни странно, некоторые дизайнеры это запрещают: каждый пусть покупает себе.

В идеальном мире, каким я его себе представляю, вся информация и всё творчество должно быть бесплатно. Учебники, обучающие курсы, художественные книги, фильмы, музыка, рисунки… Обучение наукам и ремёслам всегда полезно, красивая песня воодушевляет, а хорошая книга и вовсе меняет человека. Ограничивать доступ ко всем этим полезным эффектам — антигуманно и недальновидно. Но в этом случае авторы учебников и курсов, музыканты, художники и писатели трудятся бесплатно, а на это пойдёт не каждый. Пойдёт на это тот, кто иначе не может, у кого эта деятельность — призвание. Если для вас это тяжёлый труд, а от мелочи вроде «утёкшей» работы (хотя это означает её качество и популярность) опускаются руки, это не ваше. Шедевр можно написать практически в любых условиях, было бы стремление, а небольшие проекты вроде рисунков или схем для вышивания можно создавать в свободное от основной работы время, жертвуя лишь просмотром сериалов и чтением бесконечной ленты в соцсетях. При этом не обязательно вкалывать по 12 часов в день, можно выбрать неполную занятость. Я сейчас скажу ужасную вещь: два человека в Москве способны прожить на 20000 рублей в месяц, с учётом оплаты ЖКХ, интернета, сотовой связи, не голодать и даже иногда баловать себя деликатесами. С ребёнком денег понадобится больше, но эту сумму способен заработать даже один взрослый человек, а второй (хоть в этом и нет необходимости, если есть внутреннее стремление) пусть хоть целыми днями занимается своим творчеством.

Но это моё представление об идеальном мире с идеальными людьми.

В реальности мало кто готов делать что-то стоящее бесплатно, и много тех, кто по какой бы то ни было причине всё же хочет получить плоды вашего труда бесплатно. Люди всегда будут заниматься пиратством, пока для этого есть физическая возможность.

Немало разработчиков цифрового контента смирились с этой реалией жизни, а некоторые даже пользуются ею. К примеру, компания Saber Interactive. 28 апреля 2020 года вышла игра SnowRunner, в тот же день она — уже взломанная — появилась на торрентах: случай небывалый, популярность игры в этот и последующие дни зашкаливала. А потом оказалось, что в пиратской версии доступны не все уровни (приблизительно половина, а в SnowRunner это очень много). Те, кому игра успела полюбиться, должны были либо купить её, тем более что в лицензионной версии можно было использовать пиратские сохранения и продолжить с того же места, либо облизываться на «вкусные» ролики других игроков, которые так и поступили. Вместе с Season Pass’ом игра стоила 2000 рублей, но уже в начале июня издатель объявил о миллионе проданных копий. Миллион продаж игры, которая лежит на торрентах. Сюжетной линии там нет, и половиной уровней вполне можно было бы насытиться, если бы игра не была так хороша (важный момент). По сути, разработчики запустили в Сеть объёмную демо-версию, но не называли её так и даже не говорили о ней, люди сами разнесли эту весть и разрекламировали игру. Кроме того, пиратские игры хороши тем, что позволяют оценить, потянет ли их ваш компьютер, в нынешние времена ужасной оптимизации это актуальный вопрос, хорошо, что кто-то это понимает.

А бедняги дизайнеры схем продолжают сражаться с ветряными мельницами.

Но есть хорошая новость. Привожу один из комментариев по теме:

«Вот прекрасно зная о пиратстве и авторских правах, в свое время частенько скачивала схемы… Причем так и не вышила ничего ни по одной… Очень уж затратный в части времени и сил процесс». (Орфография и пунктуация сохранены.)

Хорошая новость для дизайнеров заключается в том, что люди также и ленивы. Почти все. И этим можно пользоваться. То есть всегда будут пираты, но всегда будут и те, кто исправно платит.

Самый предпочтительный вариант будущего вышивального проекта для среднестатистической рукодельницы — это набор: купил — и сразу можно приступать. Авторские схемы так популярны лишь потому, что представленные на них дизайны уникальны, наборов по ним нет. Но в этих схемах хотя бы есть ключ, покупаешь по нему материалы — и готов тот же набор. Задача продавца схемы — сделать так, чтобы купить схему было проще, чем найти и скачать её из интернета. Например, чтобы первые ласточки обожглись и разнесли остальным печальную весть о недоступности пиратских схем, можно не удалять схемы, но удалять ключи. Как человек, который сталкивался с этой ситуацией во время поиска схем из наборов, подтверждаю: без ключа схема бесполезна, а недоступный дизайн становится ещё желаннее. А главное, что следует организовать, — это очень простой процесс покупки. Бывает, что нужно писать лично продавцу, потом «светить» на подозрительных сайтах банковскую карту — так вы теряете сначала интровертов, а потом осторожных вышивальщиц. Идеально, если купить понравившуюся схему можно в пару кликов через проверенные банковские сервисы.

Однажды я чуть не купила набор по схеме Екатерины Волковой — у неё, наверное, единственной из независимых авторов есть наборы. Смирилась с высокой ценой и платной доставкой, но меня остановило: 1) что на сайте нет отзывов на этот набор; 2) что посылку отправляют без наложенного платежа, по полной предоплате. И гарантий никаких нет. Что если мне не хватит ниток? На что нужно обратить внимание, если я ни разу не вышивала по схемам этого дизайнера? И, в конце концов, что если предоплаченная посылка не придёт? Будь на странице хоть пара отзывов от живых людей (поскрести по официальной группе дизайнера — можно целую страницу отзывов набрать), а посылка оплачивалась по факту получения, я бы купила этот набор. А теперь остался такой осадок, что мне и картинка уже так сильно не нравится.

Вопрос к знатокам: а если вышивать не по скачанной схеме, а по изображению готовой работы, это «воровство» или… мастерство? Я тут по фотографии банку с огурцами петитами вышила.

-12

Думаю, при достаточной практике можно научиться и авторские дизайны по фото вышивать.

DRM

Я уже обидела этой записью всех кого могла, но на самом деле сочувствую дизайнерам и много думала о том, как можно было бы помочь на техническом уровне. Даже мужа озадачила, хотя он сразу сказал, что полностью прекратить нарушение авторских прав невозможно.

На помощь авторам часто приходит DRM — технические средства защиты авторских прав. Терпеть не могу DRM, это искусственные ограничения, которых контент изначально лишён, и эта мерзость уже проникла в сферу не цифровых, а реальных вещей. Но DRM помогает держаться цифровому бизнесу на плаву за счёт тех, кому лень искать желанную вещь бесплатно.

Например, Стим защищает свои игры от пиратства таким образом, что без запущенного клиента игра не работает, а через клиент она запускается, только если её купили и добавили на аккаунт. При этом купить игру можно в пару кликов. Многие в своё время купили Don’t Starve, потому что им надоело каждую неделю вручную качать для неё обновления: Стим обновляет игры автоматически. Дизайнерам на заметку: что можно было бы предложить покупателям, чего им не получить при бесплатном скачивании схем?

В то же время существуют вышивальщицы, которые, даже обладая бумажной схемой или файлом PDF, ищут и просят у всех эту схему для приложения Cross Stitch Saga, которое само по себе стоит 989 рублей. В «Саге» можно подсветить клетки одного конкретного символа, кому-то так проще вышивать. (Бесплатные Pattern Maker и Crossty тоже это делают, но они не модные.) Ради такого маленького удобства некоторые даже готовы доплатить за схему. Вот это ваши лучшие клиенты, ориентируйтесь на них, угождайте им, и ваш бизнес будет процветать. Не замахивайтесь пока на аудиторию экстремалов, которые могут вышивать даже по кривому частичному скану бумажной схемы с экрана смартфона, и не обижайтесь на них. Они умеют искать и не ленятся превозмогать, вообще-то это похвально. Таких рукодельниц мало, убытки от них ничтожны, поведение это не заразно ввиду лени большинства вышивальщиц, зато это бесплатная реклама красивой работы по вашему дизайну. Я считаю, любителей пиратских схем нужно не стыдить на дурацких примерах, что бесполезно, а привлекать достоинствами своих работ и платного сервиса в целом.

Когда-то клиент Стима был раздражающим всех препятствием на пути к желанной игре, да ещё и требовал подключения к интернету, который у кого-то в то время оплачивался по карточкам и стоил бешеных денег. Спустя несколько лет доступность интернета повысилась, а Стим ввёл такие приятные мелочи, как ачивки (маленькие картинки в профиле, которые даются за выполнение определённых условий в игре), оформление личного профиля, смайлики для чатов и комментариев, возможность поделиться с друзьями или всем сообществом игры/Стима скриншотом или иллюстрацией/фотографией, коллекционные карточки и тому подобное. Вместе с простотой покупки всё это создало вокруг Стима практически культ поклонения. Сейчас говоришь кому-нибудь в Стиме: «Слушай, в Эпике каждую неделю игры бесплатно раздают. Игры из твоего списка желаемого. Может, зарегистрируешься?» — и в ответ слышишь: «Не нужен мне этот Эпик, там даже ачивок нет, то ли дело Стим!». Это наркомания, когда побочные мелочи ценятся выше сути вещей, но этим можно пользоваться и зарабатывать огромные деньги. Независимые авторы схем для вышивания могли бы объединиться в нечто подобное, как объединила их хозяйка того зарубежного магазина схем, придумать приятные мелочи, организовать интересное сообщество и заманить рукодельниц всеми этими уникальными возможностями, которых не получить, если не покупать схемы, а дальше они сами будут позитивно рекламировать культуру покупки схем.

Хотя что это я, в рукодельной сфере также есть хороший пример: курсы Любови Водениковой. Согласно официальному сайту, их прошли уже более полутора тысяч человек, и как ни посмотрю — свободных мест нет, даже на полгода вперёд всё занято. Ученики не только смотрят заранее записанные уроки, но и ведут некую рабочую тетрадь, общаются друг с другом и участвуют в разборах своих пробных работ. Преподаватель подробно комментирует каждую схему, причём не как вредный институтский преподаватель, а как друг, исправляет ошибки, в прямом эфире дорисовывает картинку, чтобы проиллюстрировать свои слова. Можно ли спиратить это?

Мне кажется, если пару месяцев просто следить за поэтапной разработкой схем, скриншоты которой дизайнеры выкладывают в своих группах, можно пройти бесплатный ускоренный курс. Вот что я поняла из этих скриншотов. Нужна программа для создания схем Cross Stitch Professional и живая карта цветов мулине любой фирмы, с нитками которой вы будете работать. Также нужны картинки для перевода в схему, часто их приходится покупать у художников, которые и сами обладают авторскими правами.

1. Сделать картинку подложкой.

2. Включить в программе режим отображения стежков (а не символов или пикселей).

3. Нарисовать весь бэкстич.

4. По карте цветов выбрать оттенки, которые вы будете использовать в картине. Где-нибудь сбоку для наглядности крестиками отметить цветовые переходы от светлого к тёмному, как делают обычные художники.

5. Раскрасить. В принципе, это пиксель-арт. Если нужно, в помощь есть бесчисленные бесплатные уроки по пиксель-арту. Настоящее мастерство, если вы уместно пристроите бленды.

6. Передний план — крестом, задний — полукрестом. Неоправданных одиночных крестиков не делать, скучные пустые места не оставлять, оттенки должны гармонировать.

-13

Если вы помните школьные уроки по рисованию о светотени, контуре и композиции, знаете основные функции Фотошопа и все те нюансы, которые узнаёт любая вышивальщица в течение нескольких лет практики (какого цвета и каунта подойдёт канва для того или иного дизайна, какие в схеме должны быть символы, чтобы она удобнее читалась), то, в принципе, этого достаточно, чтобы научиться делать схемы для себя. Вряд ли они будут достаточно хороши, чтобы не стыдно было их продавать, да и не выйдет это у вас. Сертификата об окончании курсов вы не получите, вам не сделают рекламу в группе преподавателя, другие ученицы не возьмут вас в свой коллектив для продажи схем. А главное, только на настоящих курсах есть обратная связь с умелым преподавателем, а без этого невозможно увидеть и понять недочёты своих работ. А ведь не так много и стоят эти курсы (есть с чем сравнивать). Не хватает в них только урока по общему развитию кругозора, что тоже немаловажно в рисовании, чтобы на открытку ко Дню Победы случайно не поставить немецкий танк и чтобы шея у нарисованного котёнка склонялась под естественным углом. Желаю Любови Водениковой успехов в этом полезном деле. И маленькая просьба: исправьте, пожалуйста, на сайте курсов пунктуационные ошибки.

Благодаря подобным курсам дело создания схем продвинулось далеко вперёд и теперь не умрёт никогда.

Но вернёмся к проблеме пиратства схем. Если перспектива заманивать покупателей пряником в виде уникального сервиса прельщает не так, как наказание кнутом, вот вариант отслеживания распространителя схемы, который предложил мой муж. Не буду углубляться в детали, чтобы заранее не обезоружить этот способ, скажу только, что каждому проданному файлу со схемой должна присваиваться уникальная цифровая подпись, которая фиксируется у продавца вместе с человеком, который её получил. Тогда, если файл всплывёт в свободном доступе в интернете, можно будет посмотреть, от кого он «утёк», внести этого человека во все возможные чёрные списки и объявить о его поступке в дизайнерско-рукодельных кругах. Чтобы не быть вот так публично оплёванными, люди перестанут делиться схемами даже с подругами, ведь если подруга выложит этот файл в интернете, то подпись на нём будет не подруги, а первого получателя, и все шишки посыпятся на него. Естественно, схемы придётся продавать не абы кому, личность нужно будет подтверждать, хотя бы по номеру телефона, что ли.

Всё это тоже можно обойти и взломать, но этот процесс станет сложнее на порядки, отсечётся большой процент пиратов — тех, что поленивее. Представим, что вышивальщицы не смогли избавиться от цифровой подписи файла (не удивительно, это вам не дополнительную информацию из свойств файла почистить). Тогда у них остаются два варианта, первый — делать скриншот. Вся схема в достаточно крупном размере на экране не поместится, нужно либо выкладывать «пиратку» по частям, что тоже далеко не всем удобно, либо компоновать в графическом редакторе, а сделать это, да ещё без огрехов, способен не каждый. Да и не подойдёт эта схема для всевозможных программ, к функциям которых привыкают всё больше современных рукодельниц, то есть не понравится большинству этот вариант. Второй вариант — перенабор схемы в другой программе. Ну, одну схему перенаберут, вторую. А потом скажут: ну его, столько возиться, да ещё с ошибками получается... Не так уж дорого она и стоит, чтобы не купить.

Дизайн Л. Водениковой «Малиновое мороженое»
Дизайн Л. Водениковой «Малиновое мороженое»

Надеюсь, что в ближайшем будущем дизайнеры схем обретут душевный покой и найдут выход, который всех устроит, а рукодельницы продолжат по достоинству оценивать и поддерживать их труд.

Интересные ссылки

1. Обмен схемами. К чему это приводит // ОК. Дизайн-студия ЕЛИСЕЙ. Схемы вышивки.

2. На злобу дня. Вся суть холиваров об авторском праве // VK. Реальная вышивка.

3. Разумное потребление: как спасти Землю и сэкономить на этом // Next2U.

4. Лицензионный Достоевский, или Конец эры бумажных книг // LiveJournal.