Народ - это единственное спасение для человечества. В какие бы неприятности не попадали люди считающие себя выше всех - на помощь всегда приходил народ. Всегда, найдутся те, кто захочет использовать силу народную в своих интересах. Чтобы не потерять свободу подаренную от творца, народ прольёт не мало крови.
Ахмедхан Абу-Бакар в рассказе "Встреча на привале" описал силу и волю обычного народа, который преодолеет все невзгоды. Основной посыл рассказа, чтобы человек не забывал, что он сын народа и чтил это.
Путники на привале разговорились со старцем Ибрагимом о жизни. До 1918 года тяжёлая была жизнь горцев, много с кем приходилось скрещивать свои клинки за свободу.
Как только избавились от местных мироедов, так потоком потекли разные представители навязывая свою свободу. Были и турки и англичане с своими свободами, не особо отличавшихся от свобод мироедов, которых свергли ранее.
Горцы хотели свою свободу.
Свобода пришла после революции, она была без всего, без еды, без одежды - чистая. Горцы отправились к Ленину зза советом и он не подвёл. Большевики отправились в Дагестан.
Советские большевики - это посланники народа. Они не были купцами, торгашами, банкирами... они были рабочим классом. В них билось настоящее, живое сердце, умеющее сострадать.
Увидев плачевное положение Дагестана, большевики принялись помогать. После революции большевики в своих городах тоже терпели нужду. Их нужда была малая по сравнению с горцами.
И в Дагестан повезли шёлк, зерно, материалы, посуду... Во многих семьях горцев не было ничего для приготовления пищи. Большевики не просто привезли, но и стали помогать всё устраивать для жизни.
Горцы за такую брацкую помощь будут благодарны на всю жизнь.
Приехал налаживать быт сам Каленин. Так звали горцы Калинина. Ка, была приставкой младшего брата Ленина. Много царских и иностранных инженеров потерпело неудач, пытаясь подвести воду в Махачкалу.
Каленин и большевики сделали это вместе с народом. Когда народ понял, что работают не только для себя, а ещё и для будущего детей своих, то на стройку потянулись полчища людей, готовых помочь.
И народ победил, в Махачкале появилась вода.
Каленин наградил за такой прорыв в строительстве Дагестан орденом. Старец попросил не ухмыляться, что один орден на весь народ дагестана. Мы и были тогда одним целым народом побратимым с большевиками.
Даже рождённые после дети старались не опозорить этого ордена, трудились всегда на славу.
Пришёл фашист поработить нашу землю и мы все встали на её защиту. Сын старца дошёл до Берлина и погиб на обратном пути освобождая Прагу.
Альберт Вельде приехавший устанавливать стекольный завод, усомнился, что неграмотные люди способны овладеть производством. Тогда ему показали мастеров ручной работы.
Мастера тоже читать и писать не умеют, но какие шедевры они вырезают из кости руками. Один мастер вырезал Ленина полтора года. Вельде поинтересовался, сколько он хочет получить за свою работу.
Мастер оскорбился и ответил, что таким образом он выражает благодарность за всё сделанное для горцев Лениным.
Старец собирал хлебные крошки в ладонь.
И старик, который по зову путников спустился со вспаханного косогора, протянул худые, жилистые руки не за куском хлеба, а собрал осторожно с газет, на которых была разложена дорожная трапеза, крошки хлеба. Собрал на свою огрубевшую, натруженную ладонь, и хотя при этом не вымолвил он не единого слова, но по его нахмурившимся бровям и сдвинувшимся на лбу морщинам присутствующие поняли, что старик глубоко осуждает такую небрежность в обращении с этим единственным добром, которое достойно во все времена писать с заглавной буквы. Хлеб !.. Кому, как не земледельцу, знать ему цену ! Да, хлеб надо брать в руки с думой о земледельце, к хлебу не должно прикасаться острие ножа или кинжала, его надо бережно ломать и брать не в пальцы, а в ладонь, чтобы не уронить не единой частицы, и есть его надо с благодарностью земле и, не забывая, чувствовать вкус его и запах - вот заповеди о хлебе, что передаются в горах от отцов к детям. И только тот, кто познал, что такое голод, может поистине оценить это добро.
Сила народа всегда будет пугать единоличников, которые стремятся жить только для себя. Поэтому их главная задача, победить, развратить и уничтожить народность, в каждом человеке.