Жительница нашего города Татьяна Якименко вырастила 11 детей, восемь из которых – приемные. В Год педагога и наставника мы продолжаем рассказывать о горожанах, которые без нравоучений и нотаций воспитывают осиротевших ребят, дарят им любовь и душевную теплоту.
Социальный педагог Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий Татьяна Якименко всегда в окружении подростков, которые ее просто обожают за мудрые советы, дружескую поддержку, доброе слово. И это касается не только профессиональной деятельности наставника.
– Татьяна Семеновна, совсем недавно вам вручили почетную грамоту департамента образования администрации Ноябрьска «За многолетний и добросовестный труд по воспитанию подопечных детей». Насколько значима для вас эта награда?
– Это яркое и важное в моей жизни событие. И я думаю, оно так же значимо для каждого из приемных родителей, которых награждали вместе со мной. Я на протяжении многих лет воспитываю детей, ставших для меня родными. У них была непростая судьба, поэтому не всегда сразу получалось найти к ним подход, чтобы они смогли раскрыться, почувствовать, что нужны и любимы, что обрели семью. Думаю, каждый родитель знает, насколько это ответственное дело – воспитывать детей. И я очень рада, что городские власти тоже об этом не забывают. Благодарю за то, что оценили мой труд и вручили столь ценную награду!
– Расскажите о семье, о ваших детях.
– У меня большая дружная семья. Три взрослые дочери, четверо внуков и восемь приемных детей. Мой первый опыт взять приемного ребенка был в далеком 2000 году. Причиной стало желание подарить родительскую любовь парнишке, лишенному заботы кровных мамы и папы. И так со всеми моими ребятами. Пятеро из них – бывшие воспитанники детского дома «Семья». Сейчас они уже повзрослели, у каждого своя квартира, и они пытаются устраиваться самостоятельно, но все равно всегда обращаются за советом и поддержкой. Признаться, еще год назад я даже не думала, что мне вновь суждено стать многодетной мамой. Но волею судьбы это произошло летом 2022 года, когда я приняла в семью троих замечательных мальчишек из ДНР, которые остались без попечения родителей.
– Татьяна Семеновна, поделитесь, пожалуйста, первой историей усыновления.
– Мы с мужем всегда мечтали о многодетной семье, и она у нас именно такая – три замечательные дочери. В 2000 году, когда я перешла на работу в колледж (тогда профессиональное училище), наши девочки уже выросли, а я вела классное руководство в группе мальчишек – будущих сварщиков. Был у нас мальчик, который выделялся среди остальных характером, поведением, у него страдала дисциплина. Я как социальный педагог и классный руководитель долго пыталась поговорить с ним по душам. А когда это удалось сделать, стало понятно, насколько ему не хватает семейного тепла.
Мы много беседовали, и Леша рассказал, что сирота, воспитывается в детском доме. В этот момент мне сразу захотелось обогреть его, пожалеть, окружить заботой и любовью. Тогда и пришло решение – взять мальчика в семью. Я посоветовалась с супругом и дочерьми, и они меня поддержали. Отлично помню, как Леша в первый раз пришел к нам: поначалу скованный и зажатый, он буквально ожил в домашней атмосфере. Предполагалось, что Алексей просто проведет с нами выходные, познакомится, осмотрится. Но все получилось не так, как планировали, и он сразу остался с нами, пока не вырос и не выпорхнул из гнезда. Леша сам попросил разрешения называть меня мамой, на что я с радостью согласилась.
Потом в семье появился его друг Дима, которого сын считал чуть ли не братом. Затем мы взяли Максима, позже брата с сестрой – Васю и Настеньку. Все получалось как-то само собой. Просто на моем пути встречались детки, которым я хотела и могла помочь.
– Многие усыновители выбирают маленьких детишек, а все ваши ребята – 15-17-летние подростки. Насколько сложно воспитывать их?
– Я всю жизнь в сфере образования и работаю именно с подростками. Возможно, поэтому знаю, как найти к ним подход. Чувствую ребят, понимаю, где можно проявить строгость, где с юмором поговорить, а где приласкать и пожалеть.
Конечно, сложности случались, как же без этого. У родителей порой непросто складываются отношения и с родными детьми, особенно в подростковый период. Так чего ждать от ребятишек со сложной судьбой, обделенных лаской и любовью родных людей, испытавших немало горя?
Конечно, наблюдалась и педагогическая запущенность, и проблемы со здоровьем и социализацией в обществе. Поэтому важно было найти подход к каждому ребенку, чтобы он понял: все, что новая мама делает, исключительно ради него – готовит любимый торт, идет в магазин за вещью, о которой он мечтал, помогает разобраться в его проблемах. Только в этом случае приемный ребенок сможет почувствовать свою нужность, значимость, только так начнет доверять взрослому и поймет, что обрел семью.
– Сейчас у вас трое ребят из Донецкой Народной Республики. Как они появились в вашей семье?
– Все произошло, как всегда, неожиданно. Зимой прошлого года, когда младшей Насте исполнилось 18 лет, я решила, что на этом опекунскую деятельность пора завершать. Мне уже 65, в скором времени мы планировали переезд из Ноябрьска. Но все вышло иначе. В один из дней поступил звонок из органов опеки. Мне сообщили, что ожидается большой приезд детей из ДНР, которых нужно будет обязательно размещать в семьи. Сказали, что среди них будут подростки, которые хотели бы учиться в нашем колледже, и предложили подумать об опеке. Я, которая в тот момент и не думала об усыновлении, когда узнала о судьбе этих детей войны, растрогалась. Просто что-то перевернулось в душе, и я, разумеется, согласилась принять ребенка. Так познакомилась с 15-летним Никитой. Грустный, маленький, он напоминал потерявшегося воробушка, но был колючим как еж. Мы лишь один раз поговорили с ним по видеосвязи, и мальчишка сразу согласился приехать в нашу семью. Через пару месяцев я со средней дочерью отправилась за Никитой в Москву. А еще через месяц, когда с Донбасса к нам отправили еще одну группу детей, выяснилось, что нашелся родной старший брат нашего сына – Егор. Этот 17-летний парень приехал вместе со своим другом Ильей. Разлучить их мы не смогли, да и не хотели. Так в семье появились еще два сына.
С того времени прошел уже почти год. Ребята адаптировались на новом месте, нашли друзей. Все трое стали студентами Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий (сейчас как раз оканчивают первый курс). Старшие Егор и Илья получают специальность «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»: будут автомеханиками, как и хотели раньше. Младший Никита учится на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и даже получает стипендию как студент-хорошист. Никита хорошо влился в коллектив, ему нравится учиться, а особенно практические занятия. Например, на одном из последних он смастерил металлическую розу и подарил ее Маме (так ребята называют Татьяну Семеновну).
Дети занимаются спортом, участвуют в акциях, которые проходят в колледже (писали письма солдатам, находящимся в зоне проведения СВО, помогали волонтерам собирать посылки для военнослужащих). В семье тоже все хорошо. Татьяна Семеновна говорит, что все парни относятся к ней очень тепло и даже трепетно, помогают по дому, но и шалят, конечно.
– Мальчишки – они и есть мальчишки… Бывает, не слушаются, вредничают и настаивают на своем. Мы стараемся находить золотую середину и всегда проговариваем, обсуждаем любое поведение и поступки. Наверное, до сих пор «прощупываем» характеры друг друга, – говорит Татьяна Якименко. – Самое главное, что рядом с ними я вновь чувствую себя молодой мамой. Мы стараемся все делать вместе: путешествуем, ездим в Ноябрьск-парк кормить белочек, прыгаем на батутах, посещаем городские праздники и мероприятия. Ребятам даже удалось вытащить меня на зимнюю рыбалку. Они ценят мою любовь и отвечают взаимностью. В этом и заключается основной секрет благополучия большой дружной семьи.
Ольга КУВШИНОВА