Найти тему

Топ 15 барабанщиков всех времен: Жак Дежонетт

Жак Дежонетт
Жак Дежонетт

За свою карьеру, охватывающую пять десятилетий и включающую сотрудничество с самыми знаковыми фигурами современного джаза, лауреат премий NEA и Grammy Жак Дежонетт завоевал репутацию одного из величайших барабанщиков в истории жанра. Список мастеров, с которыми посчастливилось работать Жаку на протяжении всей его карьеры длинен и разнообразен: Джон Колтрейн, Майлз Дэвис, Орнетт Коулман, Сонни Роллинз, Телониус Монк, Билл Эванс, Стэн Гетц, Кит Джарретт, Чет Бейкер, Джордж Бенсон, Стэнли Тёррентайн, Херби Хэнкок, Дэйв Холланд, Джо Хендерсон, Фредди Хаббард, Бетти Картер и многие другие. На этом пути он развил универсальность, которая позволяет ему чувствовать себя как рыба в воде в таких стилях, как хард-боп, R&B, world music, авангард и многих других, появившихся за последние полвека.

Дежонетт родился в Чикаго в 1942 году и вырос в семье, где музыке уделялось большое внимание. Начиная с четырех лет он обучался игре на фортепиано в частном порядке, а затем в Чикагской консерватории музыки. Он начал играть на барабанах в 14 лет, когда присоединился к концертному оркестру своей средней школы.

"В детстве я слушал самую разную музыку и никогда не разделял ее на категории", - вспоминает он. «Я брал уроки игры на фортепиано, слушал оперу, музыку кантри и вестерн, ритм-энд-блюз, свинг, джаз, да что угодно. Для меня все это было музыкой и все это было прекрасно. Я сохранил это отношение к музыке, ко всем видам музыки, и просто носил его с собой".

К середине 1960-х годов Дежонетт вышел на джазовую сцену Чикаго не только в качестве лидера своих собственных групп, но и в качестве сессионного музыканта - пианиста и барабанщика. Он экспериментировал с ритмом, мелодией и гармонией в составе Ассоциации по продвижению творческих музыкантов в первые годы ее существования, а позже играл на барабанах вместе с Рашидом Али в квинтете Джона Колтрейна. Он получил международное признание во время работы в квартете Чарльза Ллойда, одной из первых джазовых групп, получивших всеобщее признание.

В 1968 году Дежонетт присоединился к группе Майлза Дэвиса незадолго до записи альбома Bitches Brew, который вызвал сейсмический сдвиг в джазе и навсегда изменил это направление музыки. Позже Майлз написал в своей автобиографии: "Жак Дежонетт дал мне тот глубокий грув, поверх которого я просто обожал играть».

Дежонетт оставался с Дэвисом в течение трех лет, и внес важный вклад в такие выдающиеся записи Дэвиса, как Live-Evil, A Tribute to Jack Johnson (обе в 1971 году) и On the Corner (1972).

В этот же период Дежонетт записал свои первые альбомы в качестве лидера - The DeJohnette Complex (1968), Have You Heard (1970), Sorcery (1974) и Cosmic Chicken (1975).

Середина 1970-х годов была отмечена рядом недолговечных групп и проектов, многие из которых склонялись к экспериментальной стороне джаза, включая The Gateway Trio (с участием Дэйва Холланда и Джона Аберкромби), Directions (с Аберкромби и саксофонистом Алексом Фостером) и New Directions (Аберкромби, Эдди Гомес на басу). Проект Special Edition, который помог начать карьеру таким музыкантам, как Дэвид Мюррей, Артур Блайт, Чико Фриман, Джон Перселл и Руфус Рид - оставался активным в 1990-х годах, хотя часто прерывал свою деятельность. Дежонетт много записывался и гастролировал с Китом Джарреттом в составе трио с Гэри Пикоком. В 2013 году трио отметило свое 30-летие.

Другим громким проектом Дежонетта в начале 1990-х годов был гастролирующий квартет, состоящий из него самого, Холланда, Херби Хэнкока и Пэта Метени. В 1992 году группа выпустила альбом Music for a Fifth World, вдохновленный культурой коренных американцев, в котором также приняли участие Вернон Рид и Джон Скофилд. Учитывая разнообразие музыкантов и стилей, в которых он работал к этому моменту, Дежонетт описывал свою музыку в 90-е годы как "многомерную".

В 2004 году Дежонетт записывался и гастролировал с двумя номинированными на Грэмми проектами - Out of Towners, с Джарреттом и Пикоком (он же Standards Trio); и Ivey Divey, в котором участвовали Дон Байрон и Джейсон Моран. В 2005 году Жак продолжал работать с Джарреттом и Пикоком, но в том же году запустил множество других проектов, первым из которых был Latin Project - комбо, состоявшее из перкашенистов Джованни Идальго и Луисито Кинтеро, ридмена Дона Байрона, пианиста Эдсела Гомеса и басиста Джерома Харриса. Среди других проектов 2005 года - The Jack DeJohnette Quartet с участием Данило Переса, Джона Патитуччи и Харриса; и Beyond Trio - группа, прославляющая музыку барабанщика Тони Уильямса, с участием Джона Скофилда и Ларри Голдингса.

2005 год также ознаменовался запуском собственного лейбла Дежонетта Golden Beams Productions. Его первыми двумя проектами на новом лейбле стали "Музыка из сердец мастеров", дуэтная запись с гамбийским кораистом Фодаем Муса Сусо, и альбом для релаксации и медитации "Музыка в ключе Ом", в котором Дежонетт сыграл на синтезаторе и резонирующих колокольчиках. Последняя запись была номинирована на премию "Грэмми" в категории "Лучший альбом в стиле нью-эйдж". Он завершил 2005 год выпуском альбома Hybrids, представляющим собой плавное переплетение африканского джаза, регги и танцевальной музыки, в котором приняли участие Фодай Муса Сусо и международный состав, представляющий музыкальные стили со всего мира.

В 2006 году вышли две концертные записи: The Elephant Sleeps But Still Remembers (Golden Beams), на которой запечатлена его первая музыкальная встреча с гитаристом Биллом Фризеллом на фестивале Earshot в Сиэтле в 2001 году; и Saudades (ECM) - лондонский концерт 2004 года, посвященный музыке Тони Уильямса. Дежонетт и Фризелл воссоединились осенью 2006 года вместе с мультиинструменталистом Джеромом Харрисом для тура в поддержку альбома The Elephant Sleeps.

В 2007 году Дежонетт продолжил знакомство с африканской музыкой в рамках проекта Intercontinental, в котором сотрудничал с южноафриканской певицей Сибонгиле Хумало с которой совершил европейское турне и выступил на джазовом фестивале в Кейптауне. Другие проекты 2007 года включали студийные работы и гастроли с Брюсом Хорнсби, Кристианом Макбрайдом, Херби Хэнкоком, Уэйном Шортером и Роном Картером. Дежонетт также участвовал в записи последнего альбома Майкла Бреккера «Pilgrimage», который вышел уже после смерти Бреккера.

В 2008 году продолжились интенсивные гастроли, а также запись альбома трио с Патитуччи и Пересом во время снежной бури недалеко от дома Дежонетта на севере штата Нью-Йорк. Результатом работы стал альбом Music We Are, выпущенный в апреле 2009 года с бонусным DVD, который позволил публике увидеть дружбу трио, их творческие отношения и подход к процессу записи.

DeJohnettes Peace Time получил "Грэмми" в 2009 году в номинации "Лучший альбом в стиле нью-эйдж". Альбом состоит из часового непрерывного музыкального произведения, которое сайт eMusic описал как "полеты флейты, мягкий бой барабанов и нежный перезвон тарелок, двигающий произведение по реке медитативного наслаждения". Но "Грэмми" 2009 года - это лишь одна из многих наград, полученных Дежонеттом за многие годы, начиная с 1979 года, когда он получил французские награды Grand Prix Disc и Charles Cros. Он занимал видное место в опросах читателей и критиков, проводимых Downbeat и JazzTimes в течение последних двух десятилетий. В 1991 году он был удостоен почетной степени доктора музыки музыкального колледжа Berklee в Бостоне, а в 2010 году был введен в Зал славы Общества Ударных Искусств (Percussive Arts Societys Hall of Fame).

В 2012 году, когда музыканту исполнилось 70 лет, он получил стипендию Национального фонда поддержки искусств "Jazz Master Fellowship" - высшую награду США для джазовых музыкантов - в знак признания выдающихся достижений, вклада в развитие джазового искусства и за то, что он служит наставником для нового поколения молодых джазовых музыкантов.

В рамках празднования дня рождения в течение года состоялись выступления на джазовых фестивалях в Монтерее и Ньюпорте, турне по Европе с The Jack DeJohnette Group (квинтетом, который он создал в 2010 году) и несколько концертов с Чиком Кориа и Стэнли Кларком.

В 2012 году Дежонетт выпустил альбом Sound Travels, на котором играли МакФеррин, Кинтеро, Брюс Хорнсби, Эсперанса Сполдинг, Лайонел Луек и Джейсон Моран. В том же году он был удостоен стипендии NEA Jazz Masters Fellowship за "значительный вклад в развитие джаза, который помог обогатить джаз и способствовал развитию этого вида искусства".

Стиль

Стиль Дежонетта включает в себя элементы джаза, фри джаза, мировой музыки и R&B, благодаря чему он является одним из самых высоко ценимых и востребованных барабанщиков. Изначально он играл традиционным хватом, но позже перешел на параллельный хват из-за проблем с тендинитом.

Его стиль игры на барабанах называют уникальным. Один из критиков пишет, что он не просто барабанщик, а "перкашенист, колорист и эпиграмматический комментатор, опосредующий меняющиеся плотности ансамбля", и что "его игра на барабанах всегда является частью внутренней конструкции музыки".

Дежонетт называет себя "абстрактным мыслителем", когда дело доходит до соло, говоря, что он придает "больше значения абстрактному, чем тому "о чем ты думал в 33-м такте». Я не люблю так думать. Я могу это делать, но мне больше нравится быть в потоке». Рассуждая о том, что он чувствует во время игры, Дежонетт говорит, что когда он играет, он входит "в измененное состояние, в другое пространство головы, подключаясь к высшему "Я", к космической библиотеке идей". Он заметил, что ему приходится играть с большой сдержанностью, когда он играет в трио Кита Джарретта, чтобы "играть с тонкостью, которую требует музыка».