И вот сказали нам, что нас везут туда, в тьмутаракань,
Кудай-то там на Кольский полуостров.
В.Высоцкий
Это знаете как - чтобы понять что-то, с детства данное, надо расстаться с этим чем-то, повзрослеть, повидать всякое, переварить увиденное, а потом вернуться. И ты поймешь, как прекрасно оно, это вот - такое родное, до боли знакомое и в то же время новое для тебя. Эти сопки, эти озера, эти тундры, леса и, конечно, моря - Баренцево на севере и Белое на юге...
Да, долго вынашивалась идея устроить супербревет в Мурманской области. Несколько раз кроился и перекраивался маршрут - так, чтобы показать всё самое-самое и в то же время не сойти с асфальтовых дорог (а иначе не уложиться во временные рамки бревета). К сожалению, по этой причине Териберку и Варзугу пришлось оставить на будущее. Ждем, когда положат асфальт. Но и в таком виде красот и чудес должно было хватить с лихвой.
Из-за логистики пришлось сделать старт в пятницу вечером, чтобы была возможность успеть к поезду в Кандалакшу к 15 часам понедельника. Не очень удобно, зато даёт возможность прочувствовать полярный день, когда солнце не заходит за горизонт, а только склоняется к нему где-то на севере. Итак, все необходимые согласования получены, маршрут в статусе разведывательного одобрен, состав участников определен:
- Кимбер Дмитрий - самый опытный рандоннер, член множества экспедиций, в том числе и арктических;
- Письменский Артём - самый морозостойкий участник, выше +8 катающий в коротком, кандидат наук;
- Тонковский Сергей - опытный рандоннёр и турист, уроженец Мурманской области;
- Тодрия Нина - обладательница самого быстрого прохождения бревета на 600 км среди женщин Балтийской Звезды, единственная девушка, отважившаяся принять участие в Кольской 1000;
- Наталичев Никита - сильный велосипедист, весельчак и просто хороший человек из Калуги;
- ваш покорный слуга - составитель маршрута.
Прошу прощения, если указал не все регалии, пишите - обязательно добавлю.
Всё-таки гениальное это изобретение - самолёт: ещё несколько часов назад в питерском офисе судорожно пытаешься сделать всё по максимуму, и вот ты уже крутишь по шоссе от мурманского аэропорта им.Николая II в компании остальных участников. Пока пасмурно, дождик накапливает силы, чтобы промочить велосипедистов, а они пока ещё бодры и полны интереса к окружающему миру. Меня же просто распирает от радости увидеть родные просторы.
Кола. Исторический центр Мурманской области, бывший центр Кольского уезда. Останавливаемся у Благовещенской церкви, старейшего каменного здания на Кольском полуострове (год основания 1804),
фотографируемся на набережной,
по мосту через Тулому попадаем на западную сторону Кольского залива и через два с небольшим километра по Кольскому мосту, самому длинному автомобильному мосту за Полярным кругом, возвращаемся на восточную.
Мурманск. По бесконечной неприглядной Подгорной улице - то под начинающийся дождик, то под сменяющее его солнышко - доезжаем до морвокзала, фотографируемся у первого в мире атомного судна (тут, на Кольском, кажется, всё с приставкой "самый") - ледокола "Ленин". Откуда-то взялась группа людей в национальных костюмах. Шучу, что эту встречу я не организовывал. Ну то есть не шучу. Все верят, хотя шутят, что не верят.
Что удивило, причем не только меня, но и остальных участников - это отношение водителей. Такого уважения к велосипедистам я давно не встречал. Только думаешь повернуть налево, еще даже не показываешь рукой, а машина за тобой притормаживает, пропускает.
Вспомнил, что последний раз ел в Питере в кафе на работе и даже не успел залить фляжки жидкостями. Спасибо Никите - поделился конфетой, еду на ней.
Наше первое КП расположено у Алёши - памятника Защитникам Советского Заполярья, возвышающегося на Зеленом мысе. Но сначала надо подняться по мини-серпантину к рубке подлодки "Курск" и церкви Спас-на-водах, подъехать к Семеновскому озеру, в ларьке фаст-фуда подождать и не дождаться трдельник - традиционное чешское лакомство, успеть посмеяться над шуткой "Синельник ждет трдельник" и потрепать за ухо кота Семена.
Алёша. Вид от него открывается на весь город. Если говорить про "самый", то в России по высоте он уступает только волгоградской статуе «Родина-мать» и, конечно, является самым высоким памятником в Заполярье. Где-то внизу, разрезая тяжелые воды залива, идут корабли, работает порт. Поодаль волнуют взгляд набухшие от волн залива сопки. А Алёша сурово смотрит на запад, предостерегая от повтора событий 80-летней давности.
По рельефной велодорожке доехали до знака "Любимый город Мурманск", окинули взглядом город с еще одной смотровой площадки, у монумента почтили память жителей военного Мурманска.
И ринулись вниз - в центр, к Пяти Углам.
Заехали в пиццерию - ждать 15 минут, опять не судьба, по дворам выехали на пр.Ленина, который перетек в Кольский пр., свернули в Нагорный проезд - а вот и первый серьезный подъем. Забираемся с Никитой наверх, ждем остальных. Нине тяжелее всего - на ее велосипеде кассета 11-25, а этого слишком мало для подобных горок. Едет стоя, карданит.
Зато вид отсюда на Мурманск и Кольский залив потрясающий! Кругом сопки, карликовая растительность - природа Заполярья во всей красе.
Заправка! Наконец-то поем! Заруливаю туда, остальные участники тоже. Быстро едим, пьем - банально пошутил: пьем колу на Кольском - и едем.
Замечаю, как сильно отстаю от Никиты на спусках. Оказалось, что где-то поймал медленный прокол. Несколько раз останавливаюсь, подкачиваю, решая дотянуть до кафе "Как дома" перед поворотом на Пушной.
Похоже, чувство голода было таким сильным, что фото этого замечательного заведения никто не сделал. Но рекомендовать могу. Всё было вкусно и недорого.
Объехали часть а/д "Кола" через Пушной, еще немного по трассе и свернули на Ловозеро (и Ревду, соответственно). Погода радовала то солнышком, то дождиком, то дождиком со снежком при околонулевой температуре. Дорога, за исключением 15-16 км, была идеальной или близкой к этому.
Понимая, что ночью в Ревде (а я планировал, что мы окажемся там около 2 ночи) ничего не будет работать, а поесть где-то надо (поспать, кстати, тоже не мешало бы), я заранее договорился со своим племянником, живущим там, что он купит нам пельмешек и что-нибудь к чаю, а мы приедем и всё это приготовим и употребим. Никто из участников возражать против этого не стал. Но вот со временем прибытия я не совсем угадал, вернее, совсем не угадал. Казалось, что удобнее приехать всем вместе, чтобы потом никто никого не будил, поэтому катили примерно в одном темпе, временами поджидая отстающих. В результате въехали в Ревду около 5 утра.
Да, совсем забыл упомянуть о том, что Артём Письменский из-за работы прилетел в Мурманск позже и стартовал только в 20:47 (мы - в 17:40) и мчал на всех порах, чтобы догнать нас и успеть на пельмешки.
Итак, Ревда. Поселок основан в 1950 году для добычи и переработки лопаритовой руды, которая используется для производства тантала, ниобия и др. А занимался всем этим Ловозерский горнообогатительный комбинат, имеющий в те времена два рудника - Карнасурт и Умбозеро, на которые мы и планировали отправить после сна.
Все так продрогли от дождя и холода, что пельменей ждать не стали, а сразу рубанулись по кроватям. Спасибо Никите, который нашел в себе силы сварить это блюдо. Я поставил будильник на 7 - как раз к этому времени должен подъехать Артём. Итого поспали примерно час сорок. А Артём и того меньше. В смысле нисколько.
Пельмени на завтрак просто вернули к жизни. Захотелось снова покорять просторы Заполярья. Но вот незадача - моё заднее колесо опять было пустым. Как сказал Дима, возможно это оттого, что покрышка уже старая и не может уберечь камеру от мелких камешков. Как бы то ни было, в самой покрышке ничего острого и чужеродного не нашлось, поэтому решил ее заменить. Благо с собой была запасная.
Первый рудник, на который мы поехали, был Умбозеро. Он же Шкатулка. Когда-то здесь, внутри горы Алуайв, были обнаружены огромные залежи полудрагоценных и драгоценных камней. Когда-то здесь добывали редкоземельные металлы. Когда-то здесь кипела жизнь. Сейчас рудник заброшен и затоплен.
Дорога к нему - 10-километровый тягун с набором высоты около 200 метров. Асфальт, видимо, остался еще с той поры, когда рудник работал. Рядом с Ревдой изрезан ямами, но чем дальше - тем становится лучше. Виды, конечно, впечатляют. Возвышаются горные хребты, покрытые снегами: Ловозерских тундр на востоке, Хибин на западе; между ними лежит Умбозеро - самое глубокое озеро Мурманской области. Впереди - останки рудника.
Обратно - с горы - вжух! - и снова в Ревде.
Раздеваемся - становится теплее, и на штурм следующего горного участка - к руднику Карнасурт.
Этот рудник функционирует и по сей день. Но объемы выработки, конечно, несравнимы с теми, которые были в советское время. Однако, после появления нового собственника в 2005 году начался новый этап в развитии предприятия. Кстати, это месторождение в настоящее время является единственным в России, где производится товарная добыча редкоземельных металлов, титана, тантала и ниобия.
Однако дорога к этому руднику ещё больше разбита по сравнению с дорогой к Умбозеру. Местами мы едем по обочине, как, впрочем, и автотранспорт. Тут тягун слегка покруче, но зато со спуском ближе к руднику.
Горы за нами - визитная карточка Ревды.
А еще через территорию этого рудника идет тропа к прекрасному Сейдозеру - священному озеру саамов. Если раньше проход был свободным, то сейчас надо получать разрешение:
Попросили у тётеньки-сторожа пройти в рабочую столовую. Разрешила, но вот незадача - до ее открытия оставалось 40 минут. Решили не ждать, а поесть в Ревде.
Ревдская пиццерия была ещё тоже закрыта, поэтому воспользовались обычным рандоннёрским перекусом у магазина.
И двинули в Ловозеро.
На удивление дорога Оленегорск-Ловозеро-Ревда в прекрасном состоянии, думал, что будет гораздо хуже. Про погоду можно сказать тоже самое - после поворота на Ловозеро ехали и любовались горным массивом Ловозерских тундр.
Ловозеро (по саамски Луяввьр) - центр культурной жизни саамов России, столица русской Лапландии. В селе проводятся саамские праздники и фестивали, в том числе международные. Основное предприятие здесь - оленеводческий совхоз "Тундра", производимые которым продукты можно приобрести в специализированных магазинах. Что я и сделал - купил сыровяленые снеки из оленины. Какие-то более крупные покупки делать не стал - вещей с собой и так много.
Сделали кружок по селу
и направились в сторону Оленегорска. До этого старались ехать одной группой, но поняли, что это не совсем правильно - у каждого своя скорость, свое время отдыха, а кто-то ещё хочет успеть на поезд - поэтому, не сговариваясь, разделились. Мы с Никитой поехали побыстрее, Артём попытался ехать с нами, но бессонная ночь дала о себе знать - отстал. Потом его подхватил Дима, а Сергей с Ниной прикрывали нашу команду с тыла.
Если говорить о дорогах, то на Кольском везде рельеф, различается только градиентом и продолжительностью. Плоских участков нет. Но и слишком крутых горок, как на Кавказе тоже нет. Максимальный процент, если не ошибаюсь, был на перевале от Кандалакши к Умбе - около 9.
А мы тем временем преодолели два кольца у Оленегорска и выехали на самый тягомотный участок - к Мончегорску. Но перед этим заехали в кафе с названием "1285" (видимо, это километраж от Питера).
Что сказать? Вкусно, но дороговато. Сели на улице, комаров почти не было - видимо, из-за резкого перехода к теплу еще не успели расправить крылышки.
Чуть позже подъехали Дима и Артём, а мы двинули дальше - сначала по пологим тягункам и спускам, а потом свернули с трассы на живописную дорогу через поселок 25 км. Пейзажи там лично мне чем-то напомнили Тункинскую долину в Бурятии, где я проезжал на Байкальской 600-ке в прошлом году.
Но без следов жизнедеятельности бурятских коров :)
Мончегорск. Когда-то, из-за деятельности "Североникеля", окрестности его напоминали декорации какого-то апокалиптического кино, но сейчас, после внедрения систем очистки, природа возродилась. И Мончегорск опять стал соответствовать своему названию (монча - по саамски "красивый").
Когда заехали в центр города, Никита удивился, какой он зеленый и просторный. Посреди идет широкий проспект, отделенный деревьями от проездов вдоль домов.
На красивой набережной Имандры (крупнейшего озера Кольского полуострова) - памятник Защитникам Заполярья.
Но нам дальше - к Риж-губе. Никогда раньше сюда не ездил, а когда прокладывал маршрут, не особо смотрел на график высот этой дороги. Поглядел панорамы - вроде красиво, решил включить. Оказалось, что это самая сложная дорога всего маршрута. Всего 10 км, но все время вверх или вниз с немаленькими градиентами. Да и асфальт не очень. Надеялся на какие-то виды на Имандру, но таковых не обнаружил. Зато обнаружил магазин с вкуснейшей местной копченой рыбой. Расположились с Никитой на лавочке и под нулевочку приговорили сей деликатес.
Тронули в обратный путь и тут же встретили Артёма. Тот тоже подустал от этой дороги. Я ему предложил отметиться на точке разворота и догонять нас, но он, видимо, тоже решил отдохнуть у магазина. Чуть позже, ближе к началу этой дороги, нам навстречу попалась оставшаяся троица - Дима, Сергей и Нина. Видя, как Нина мучается, карданя в в горки на своей шоссейной кассете, я предложил ей не ехать этот участок, а докатать километраж по Терскому берегу, где нет таких суровых подъемов. Конечно, это не по правилам, и, конечно, я знал, что она откажется. Но это должно было поднять ее спортивную злость и помочь преодолеть этот отрезок пути. Как я потом понял, так и произошло.
А мы с Никитой через промышленные районы со сворами собак выбрались на трассу "Кола".
Сначала вздохнули с облегчением, а потом поняли, что придется поработать - начались горки. До самого поворота на Кировск. А потом еще. И еще. Совершенно измученные, добрались до Апатит, разыскали круглосуточную заправку и - есть, и - пить, и - отдыхать...
Оказалось, что Никиту, кроме всего прочего, беспокоит пятая точка, которую он натер и которая начала полноправно носить название "Жопа". В самом негативном своем значении.
Но сколько ни остри, ехать всё равно надо. До Кировска (и нашего отеля) меньше 20 км, пусть и чуть в гору. Время перевалило за полночь, но надежда, что нас пустят в отель была. После отдыха на заправке крутилось гораздо лучше. Да и дорога попроще. Легкий такой тягунок, почти незаметный.
Кировск. Бывший Хибиногорск. Столица горного массива Хибины. Самый невероятный город Мурманской области. Мончегорск красив, Мурманск красив, а Кировск просто прекрасен! Вздымающиеся горы, голубая гладь озера Большой Вудъявр, сталинская архитектура, горнолыжные склоны - всё это влюбляет мгновенно и навсегда!
А мы, поднявшись по серпантину к Верхнему озеру, направились к отелю. Отель "Пик" - во время бронирования оказался самым недорогим, но неожиданно комфортным и чистым. Двери в такое позднее время были заперты, но после звонка в дверь распахнулись перед нами. Девушка-администратор показала, куда завести наши велосипеды, зарегистрировала нас, объяснила, куда утром идти на завтрак, и дала вожделенный ключ.
Дальше помню всё смутно - хороший номер, уютная кровать, навязчивый будильник... Никита перед сном сказал, что поспит подольше, поэтому ждать его не стал - надо успеть на поезд. На завтрак не пошел (он все равно не был включен в стоимость), а попил бесплатного чаю в фойе. На велик и - в путь!
Вот вечно я забываю фотографировать, а потом нечего приложить к рассказу. Так, на завтрак я заехал в отель "Гирвас", где мы с женой ночевали несколько лет назад перед гонкой "Хибинская сотка". В "Гирвасе" шведский стол за целых 500 рублей, но смею вас заверить, я в накладе не остался! Завтрак - самый важный прием пищи, в завтрак рандоннёра важен вдвойне! Поэтому после нескольких (едва не написал десятков) подходов к столу, я был полон вкусных калорий до самой макушки. К сожалению, фото этих подходов отсутствуют.
И, полюбовавшись сверху на Большой Вудявр и заснеженные Хибины, двинул дальше.
На выезде из Кировска встретил Сергея и Нину. Поприветствовали друг друга и разъехались. В этом, наверное, главная прелесть всех этих радиалок (а по-другому маршрут длинного бревета по Мурманской области и не построить) - в том, что встречаешься с другими участниками, даже если у вас разная скорость. До Апатит нёсся как на крыльях - даже не заметил как домчал. Заехал на заправку, залился жидкостями и дальше... Вдруг - пшшшш! - и заднее колесо мгновенно потеряло свою упругость. А у меня больше нормальных камер нет. Осталась только латексная, взятая на самый-самый крайний случай - места почти не занимает и почти ничего не весит. Эх, не доверяю я этим нанотехнологиям... Ладно, решил поставить, а пробитую заклеил заплаткой-самоклейкой и на всякий случай не стал далеко убирать.
Развернул эту камеру - что целофановый пакетик - тонюсенькая, воздушная. Накачал, вроде держит. Проехал километр - держит. Вот ведь кудесники!
Пилю себе потихоньку, чувствую - сзади кто-то есть. Действительно - местный шоссер сидит на колесе. Обогнал, помчал дальше. Без шлема, хм... Даже ничего не сказал, не поприветствовал, а я уже приготовился камеру попросить. Ну да ладно.
Подъезжаю к горкам перед выездом на "Колу" - летит с горки, но уже кричит, желает удачи. Помахал ему в ответ. Ладно, до Кандалакши как-то дотяну, а там вроде как есть веломагазины, судя по яндекс-карте.
"Кола" от поворота на Кировск и до Пиренги скучна и наделена шумным трафиком. Дальше трафик не меньше, но виды на Имандру и Хибины компенсируют неудобства. А потом ещё немного - и Кольская АЭС; а там уже и поворот на Полярные Зори. Всё, "Кола", на этот раз до свидания, дальше я по местным дорогам.
Полярные Зори. Город для рабочих Кольской АЭС. Что-то типа нашего Соснового Бора - современный, зеленый и с деньгами. Для любителей фантастики - этот город встречается в произведениях Андрея Буторина «Север», «Осада рая» и «Дочь небесного духа» из проекта «Вселенная Метро 2033», а также упоминается в романах Дмитрия Глуховского «Метро 2034» и «Метро 2035», как мифический город, в котором осталась цивилизация, именно благодаря электричеству Кольской АЭС.
Но мне сейчас налево - в Африканду. Да, изначально этот отрезок был включен только для накрутки километража, иначе прогон по Терскому берегу получился бы еще длиннее. Но я исколько не пожалел - дорога красивая, без особого рельефа (привет Риж-губе!), а сама Африканда довольно интересный поселок. В первую очередь этимологией. Приведу полностью выдержку из вики:
Наиболее достоверную версию появления названия приводит писатель и геолог Александр Ферсман, бывавший в Африканде в составе геологических экспедиций. В своём рассказе «Рождение слова» он утверждает, что имя это действительно подсказала жара, но только не Хрущёву: «Геохимики нашли около разъезда № 68 замечательное месторождение. Они говорят, что здесь открыты мировые запасы руды титана, сотни миллионов тонн. Ну, значит, будут строить завод, фабрику, посёлок».
И такая значительная станция, делают вывод герои рассказа, должна носить имя посолиднее, чем разъезд № 68. И имя это им как раз и подсказывает небывало жаркая погода и расположенный поблизости посёлок Охтаканда — Африканда.
«Так и был разъезд назван Африкандой, и по всему миру, на сотнях языков, во всех минералогиях, во всех музеях стояло отныне гордое слово: „Африканда, Кольский п/о, СССР“. Так родилось ещё одно слово!» — заключает писатель.
Зашел в магазин, набираю всего всякого, заодно рассказывая хозяйке магазина о нашем мероприятии. Шлёп по карману - а карта в бауле на велике, шлёп по другому - а наличка там же. Решил переводом - нет интернета. А продавщица и говорит: а, дарю!
Я, конечно, сбегал за картой и заплатил, но с таким отношением не сталкивался даже на Кавказе!
И в то же время дорога П.Зори - Африканда запомнилась самыми бескультурными водителями. За всё время бревета только четверо хамски обгоняли вплотную. Трое из них - как раз здесь.
Теперь обратно в Полярные Зори, а потом в Кандалакшу.
Дорога до Кандалакши (сначала вдоль Пинозера, а потом - Плесозера) не особо живописна - обычная дорога, но и без всяких эксцессов. Мерно докатил до города, вспомнил, что нужна камера. Позвонил по магазинам - нет. Вариантов осталось немного - ехать, уповая на удачу, и имея несколько дырявых камер, одна из которых уже и заклеена - не люблю так, но куда деваться. Пощупал колесо, латекс держит.
Заехал на заправку - заправиться калориями перед 110-километровым прогоном до Умбы, и - на штурм перевала Барыня. Когда-то автобус в Умбу на него карабкался чуть ли не полчаса, а сейчас современные залетают, не замечая подъема. Но как его заметил я! Казалось бы, всего 3 с небольшим километра, градиент 8% да еще и с выполаживаниями, а что-то тяжко было, особенно в конце. Вероятно, потому, что все эти 3 км - строго прямо и вверх. Крутишь-крутишь, а расстояние почти не уменьшается. Но вот поворот в ущелье, еще чуть-чуть и спуск. Лафа! Тут поворотики, спуски чередуются небольшими подъемчиками - так интереснее.
Примерно на половине спуска - смотровая площадка с видами на Кандалакшский залив. Гранитные скалы, куда можно взобраться для еще лучшего обзора. Тут можно зависнуть надолго!
Следующая точка остановки - Колвицкие водопады. К ним ведет грунтовка, параллельная основной дороге. На мой взгляд, место тоже обязательное для посещения.
И всё, хороший асфальт кончился. Дальше пошел крупнозернистый. В принципе, мне на 28-х покрышках было нормально, но остальные участники жаловались на этот участок. Самое удивительное, что висят знаки "Дорога отремонтирована", что, конечно, ни в какие ворота. Особенно запомнился отрезок в районе реки Пила. Он самый рельефный после Колвицы и самый ужасный. Надеюсь, к следующему году эту дорогу всё-таки приведут в нормальный вид.
Пересек реку Умба, до поселка осталось около 5 км. Откуда-то выскочила крыска, и прям под колесо. Вроде увернулась. Пищит недовольно: разъездились тут эти велосипедисты!
Умба. У въездного знака делаю фотосессию своих баулов Umbagear.
И еду по до боли знакомым улицам. В районе КП захожу к своим дорогим друзьям Лёше и Маше - жаль, что не могу оказать подобную поддержку остальным участникам. Но и не зайти к ним тоже не мог. Под борщец и разговоры время пробежало незаметно, а мне бы еще поспать. Смотрю на часы, произвожу сложные вычисления, получается, что я к поезду успеваю, но на грани. И если ничего не произойдет. И если спать буду не больше часа.
Принимаю душ, бухаюсь на кровать, ставлю будильник на через час. Пытаюсь спать, но не спится. Засыпаю. Звонит будильник.
Ну легче, конечно, чем если совсем не спать. Пью чай, собираюсь. Поклон хозяевам, качу дальше. Да, проезд через поселок можно было сделать и попроще. На кой я нарисовал его по разбитой дороге через школу и песчаный спуск?
Выезжаю к бывшему мосту к Октябрьской площади.
Дальше деревянная Кировка, как бы не проколоть колесо...
Вроде раньше она была пошире... Скамеечек, конечно, не было. Зато работал ресторан, от которого сейчас только развалины.
Поворот направо на Варзугу, отворотка на аэропорт, потом совхоз - взгляд мгновенно замечает изменения. Первые 9 км новенький отличный асфальт. Дальше хуже, но все же не такой, как по пути в Кандалакшу. Ухожу в состояние между бодрствованием и сновидениями. Тут находиться опасно - можно легко перейти непосредственно в сон со всеми вытекающими. Ночь. Вернее, полярный день. Пустая дорога. Вдруг навстречу несутся два самосвала - думаю, мне они удивились больше, чем я им.
Кузрека. Одно из красивейших мест на этой дороге. Притормаживаю, фотографирую.
Температура, кстати, держалась у вполне комфортных +10, но в низинах падала - по ощущениям до околонулевого значения. Так и ехал - то разденусь, то оденусь.
После пересечения Полярного круга ожидал, что солнце скроется, и все вокруг погрузится в темноту - ну верно ведь, солнце не заходит только за этой широтой. И действительно, стоило мне прилечь на скамеечке за знаком с сакральными цифрами 66 33, как меня поглотила тьма. Однако позже выяснилось, что это я вздремнул пяток минут.
Мыс Малый Олений Рог прекрасен! Белое море волнами ласково набегает на берег, вокруг благоухают заросли можжевельника, неподалеку спят в избушке рыбаки после своего нелегкого труда.
Нашёл камешек в виде сердца - подарю жене. Прилёг на берегу, любуясь прибоем. Так и лежал бы денёк-другой. Но надо ехать - скоро поезд. Всю оставшуюся поездку следил за тем, что быстрее заканчивается - километры или минуты.
На обратном пути встретил троих участников - Нину, Сергея и Артема. Они удивились мне, думая, что я уже где-то на подъезде к Кандалакше. Погодите, не так быстро!
Несколько раз дорогу перебегали лисицы. В трёх метрах выскочил зайчишка и долго смешно бежал передо мной, пока не догадался спрятаться в кустах. А вот Михайло Потапыч не стал пугать меня своим появлением.
В Умбе на остановке увидел Диму Кимбера. Он выглядел не очень; видимо, дорога Кандалакша-Умба слишком измотала. Сказал, что ему всё надоело и он сходит. Я предложил ему всё-таки поехать на Терский берег, прельстив видами моря. Дима клюнул на мою уловку, но почему-то там ему тоже не понравилось - возможно было мало рельефа. И моря.
А мне осталось около 110 км до финиша, одна конфета и три малюсеньких кусочка вяленой оленины, два из которых съел почти сразу - в Умбе-деревне на берегу одноименной реки.
Оставшуюся часть пути бы боролся со сном, который мягко и незаметно накрывал в движении. А потом, когда рассосались конфета и последний кусочек оленины, пришел ещё и голод. И если бы не магазин в Лувеньге, вряд ли я взобрался б на тот самый перевал Барыня перед Кандалакшей. Но два мороженых и банка нулевки дали необходимый запас энергии.
А собачка в этом магазине подняла настроение.
Хотя потерпеть всё же пришлось. Хорошо, что с этой стороны подъем с большими выполаживаниями и даже спусками, все равно в конце боролся с желанием пойти пешком. Но я же в форме БЗ, все водители будут показывать пальцем и смеяться: смотрите на него, на Барыню заехать не может, тоже мне, рандоннер! Нет уж, закручу.
А потом - ого-го! - прямо, но далеко-далеко внизу распласталась Кандалакша. Скорость растет до немыслимых значений, боковым ветром начинает раскачивать баул, притормаживаю - ещё не хватало разбиться перед самым финишем и не получить зачёт!
Несколько перекрестков, тоннель, вот и вокзал. Финиш! Отмечаюсь, заказываю самую большую и вкусную шаверму, смакую. Подходит мужчина средних лет, спрашивает: Балтийская Звезда? Тысяча? Удивлённо интересуюсь, откуда он знает. Говорит, раньше ездил с нами, но и сейчас продолжает следить. К сожалению, не познакомились - телефон разрывался. Позвонил папа, потом Никита, который преодолел 800 км, но после, увы, сошел из-за проблем с пресловутой пятой точкой. Никита даже пришел проводить меня в Питер, а сам остался ждать своего ночного поезда.
Больше всего в этой поездке меня впечатлила Нина, которая на велике с шоссейной кассетой - стоя - штурмовала все горки. Вот это характер! Очень жаль, что чуть-чуть не уложилась в лимит (как и Сергей, и примкнувший-таки к ним Кимбер). А Артем успел! - уникальный человек - ни одного схода за всю свою многолетнюю бреветную историю!
А что дальше? А дальше - сдать велик в багаж и спать до самого Питера...
Ребята, это было здорово! Нам очень повезло с погодой - было тепло, но ещё не появились орды комаров. А что может сравниться с полярным днём! Это надо видеть, это надо чувствовать!